Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Больше чем игра: как научить ребенка играть в шахматы и зачем это делать

Шахматы — древняя игра для взрослых. Всех ее премудростей не постичь и великим гроссмейстерам. Но азы доступны даже маленьким детям.

11 апреля 2021
как научить ребенка играть в шахматы
Источник:
Getty Images

Шахматы способны не только заменить целый комплекс развивающих игр и приспособлений, но и воспитать лучшие качества характера ребенка — волю, терпение, целеустремленность, умение побеждать и проигрывать.

Наталья Костенюк
Дополнительное образование

руководитель шахматной школы «Александра»

В некотором царстве, в шахматном государстве

Обычно непосредственный интерес ребенка к шахматам, как правило, проявляется в тех семьях, где этой игрой увлечены взрослые или старшие братья и сестры. Но для первых занятий с малышами совсем не обязательно разбираться во всех шахматных тонкостях. Даже совсем не умеющая играть мама шаг за шагом может учиться вместе с ребенком.

Разнообразные шахматные фигурки похожи на игрушки, а в шахматных правилах таятся занимательные сюжеты, которые нужно только развить в сказочном направлении. Эти «детские» свойства взрослой игры активно используются педагогами и методистами. Множество сказочных эпизодов и игр содержит книга Игоря Сухина «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». Ладьи, ферзи и пешки общаются в них с Незнайкой, Дюймовочкой и другими любимыми детскими персонажами. Педагог советует начинать с игр, в которых шахматные фигурки используются не по своему прямому назначению. Например, разыграть «Колобка» или «Репку», раздав «роли» королю, ферзю, слону, коню, ладье и пешке.

С воображаемого путешествия в шахматное королевство начинает каждое занятие с трехлетками и руководитель шахматной школы «Александра» Наталья Костенюк:

«Заиграла музыка, все зажмурились. Прилетели в сказочную страну. Кто в нашем царстве-государстве главный? Король. Мы его изучаем, рассматриваем, как он выглядит. Пешки — башенки крепостные, ладьи охраняют наше государство. Есть кони, боевые слоны. Про каждую фигурку рассказываем, этапы обучения превращаем в небольшие игры. „Король у нас старенький, как он ходит? Только на одну клеточку, прыгать он не может“. Каждое занятие посвящено какой-то одной шахматной фигурке».

Черно-белое пространство

В других играх и упражнениях с шахматными фигурками ребенок осваивает элементарные математические понятия, учится сравнивать различные фигуры по величине, цвету и форме. И только потом можно переходить к непосредственному знакомству с шахматной доской. Черно-белую плоскость полезно изучать не только в «подлиннике», но и рисовать на листах бумаги или мелом на асфальте, складывать из кубиков контрастного цвета.

Регулярно занимаясь дома с родителями или на занятиях в группе, уже трехлетний ребенок в состоянии не только выучить все шахматные фигуры и их ходы, но и усвоить такие сложные понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ и даже запомнить шахматную нотацию с цифрами и латинскими буквами.

«Конечно, малыши еще путают буквы, — продолжает Наталья Костенюк. — Например, мы любим играть в почту. Каждое поле имеет свой адрес на доске. Нужно доставить конвертик по адресу а8 или а2. Ребенок должен найти нужное поле на пересечении вертикалей и горизонталей — а это уже сложные понятия. Но есть подсказка — в искомом месте нарисована фигурка или буква, которую надо раскрасить. Дети четырех с половиной лет уже с увлечением соревнуются между собой, отгадывая, где какое поле, и даже решают задачки на мат в один ход. Ход фигуры закрепляют, рисуя на диаграммках своими значками. Малыши учатся взаимодействовать сразу с несколькими фигурками, которые они уже выучили. Допустим, на доске ладья и король. Дети самостоятельно решают, куда ладья должна пойти, чтобы напасть на короля, и как получается шах королю. Более старшие быстрее проходят материал и уже начинают разыгрывать партии».

как научить ребенка играть в шахматы
Источник:
Getty Images

Активные предметы для «шустрых» и «мямликов»

Главное в обучении — не заставлять детей зубрить шахматы, а увлекать их игрой, используя разнообразные приемы. Переключать внимание помогут стихи и сказки о шахматах (и напечатанные в книгах и журналах, и сочиняемые родителями вместе с детьми), рассматривание картинок, рисование, лепка и конструирование на шахматные темы и даже подвижные игры. Можно размахивать фигуркой, громко называя ее имя, или кидать-ловить мяч в ответ на правильный шахматный вопрос.

Если занятие длится уже 15–20 минут и ребенок явно устал от шахмат, лучше переключить его на что-то другое. В предисловии к своей книге «Удивительные приключения в Шахматной стране» Игорь Сухин советует родителям изучать не более двух глав в неделю, занимаясь по 15–35 минут. В группах и студиях под руководством педагога, умело использующего разные дидактические задания и игры, маленькие дети могут заниматься около часа. Нерешительных детей родителям стоит подбадривать. «Мямлика» нельзя подгонять, одергивать, ругать за неудачи — он моментально «завянет» и откажется от дальнейших действий. Шустрым детям надо терпеливо разъяснять материал.

Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость, что необходимо в занятиях шахматами. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую.

Хорошо, когда дети, занимающиеся шахматами дома, играют не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. В игре с равным соперником они учатся не только побеждать, но и с достоинством проигрывать. Конечно, первые проигрыши расстраивают детей. Чуткие объяснения амбициозным малышам о том, что в шахматах невозможно только выигрывать, помогут избежать и вам, и ему стрессовых ситуаций.

Правильный ход

Обучение дошкольников шахматам – процесс длительный и кропотливый. Зато эта наука – одно из лучших средств развить детское внимание, логическое мышление, память и воображение. Раннее приобщение к шахматам развивает мотивацию к учебе, ведь шахматы – это игра, учение и труд одновременно.

«Полтора года назад к нам привели невероятно гиперактивного трехлетнего малыша, – рассказывает Наталья Костенюк. – Сейчас ребенку четыре с половиной, все удивляются его феноменальной усидчивости. Мальчик уже уверенно играет, способен заниматься два часа. Конечно, он изменился не в одночасье. Взрослым порой нужно большое терпение, чтобы развить детскую усидчивость. Очень важен индивидуальный подход. Длительные, постепенные занятия с детьми никогда не проходят впустую».

Что прочитать

  • Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М.: Детская литература, 1980.

  • Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М.: Новая школа, 1994.

  • Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М.: Поматур, 2000.

  • Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М.: Астрель, АСТ, 2000.

  • Ильин Е. В стране деревянных королей. М.: Малыш, 1982.

Роль шахмат в развитии детей очевидна. Наталья Костенюк убедилась в этом на своих дочерях. Обе прекрасно учились в школе. Старшая, Александра, стала профессиональной шахматисткой, чемпионкой мира. Младшая, Оксана, учится на факультете журналистики и обладает феноменальной памятью.

Великий педагог Василий Сухомлинский писал, что шахматная игра – «замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль». Интерес к детским шахматам во всем мире с каждым годом закономерно повышается. И вполне возможно, что недалек тот день, когда полезный и такой интересный предмет – «Шахматы» – войдет в обязательную программу не только школ, но и детских садов.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения