как не переплачивать в магазине
Фото
Getty Images/RooM RF

Многими маркетинговыми трюками никого не удивишь. Все знают, что 299 рублей меньше 300 всего лишь на рубль, стараются проходить мимо товаров на стойках возле касс, а свежее молоко ищут в глубине полок. Но в погоне за прибылью торговцы придумывают еще более изощренные уловки.

Юрий Петрушкин

Юрий Петрушкин

финансовый эксперт

Тележка не для спешки

Она создана не для удобства покупателей, а чтобы выманивать деньги. Да, длина вашего чека напрямую зависит от размера продуктовой корзины. Чем больше тележка, тем больше ненужных вы совершаете. Кстати, диетологи давно доказали: чем полнее холодильник, тем меньше шансов похудеть.

Вы замечали, что практически все тележки в супермаркетах противно дребезжат, как только вы ее сдвигаете с места? Это сделано специально. С тележкой, которая, кажется, вот-вот развалится, приходится ходить медленно и внимательно изучать все полки магазина. Еще важен цвет продуктовой корзины. Чаще всего ее делают красной. Психологи уверены, что именно этот цвет вызывает аппетит, а также призывает к импульсивным действиям, то есть незапланированным тратам.

Музыка для гипноза

Американец Мартин Линдстром в книге «Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нашим сознанием и заставляют нас покупать то, что им хочется» считает, что покупателя легко загипнотизировать знакомой мелодией. Ритмичная композиция, разносящаяся по торговому залу, заставляет совершать спонтанные покупки. Пронзительные же звуки способствуют длительному пребыванию в магазине. Понятно, чем дольше вы  здесь находитесь, тем полнее будет корзина. Кстати, в наушниках тоже не стоит гулять по торговому залу. Любимые хиты будут мешать сосредоточиться на конкретном списке продуктов.

Дата фасовки  

Запомните: это не дата изготовления, которая всегда неизменна. Часто поставщики предлагают товары без упаковки, в этом случае этикетки клеят сотрудники магазина.  Это прежде всего относится к весовым продуктам (сыр, колбаса, мясо и т.д.), кулинарным блюдам местного приготовления, иностранным товарам без информации на русском языке и т.д.  Всегда внимательно изучайте упаковку расфасованного товара, где должна быть подробная информация о производителе, сроках хранения, дате изготовления, дате фасовки, весе, цене  за килограмм и т.д.

Два кусочека колбаски

В одной упаковке рядом с нарезкой из дорогой салями запросто может соседствовать какая-нибудь колбаса третьего сорта. Узнать об этом покупатель сможет только дома, когда решит попробовать мясные деликатесы. Хитрость принесет прибыль супермаркету: дешевый продукт удалось продать втридорога. 

Фото №1 - Нас обманывают: 10 уловок супермаркетов, на которые мы попадаемся
Фото
Getty Images

Подарок за ваши деньги

Все любят презенты, этим пользуются маркетологи, придумывая акции «2 по цене 1». Старый трюк, на который все равно попадаются миллионы покупателей из года в год. Акция действительно будет выгодной, если вам вручают подарок после покупки определенного товара, и вы точно знаете стоимость бесплатной вещи. Обычно на полках в привлекательной упаковке выложена банка кофе с сувенирной ложечкой в придачу. Только стоимость того же самого напитка без презента гораздо дешевле. Под акцию нередко попадают залежавшиеся товары, у которых заканчивается срок годности.

Ищем выход из лабиринта

Чтобы не попасться на уловки хитрых маркетологов, нужно хорошо ориентироваться в магазине. В родном городе вас труднее обвести вокруг пальца. Конечно, путеводителей по супермаркетам не существует, но обычно во всех продуктовых точках пространство организовано одинаково.

На входе располагаются сочные фрукты и овощи. Зачем? Все просто: наполнив корзину полезными продуктами, покупатель расслабляется и дальше готов побаловать семью чем-нибудь вредным (например, чипсами). Хлебный отдел притягивает ароматом свежеиспеченных аппетитных булочек. Во всех крупных магазинах обязательно есть собственные пекарни. Будьте готовы, что товары первой необходимости (молоко, мясо, крупы)  расположены в разных концах зала. Логика проста: пока вы ищете макароны, вам обязательно на глаза попадется какой-нибудь соус, которого нет в списке продуктов, но на который сейчас скидка. Четко для себя определите, какие отделы вам нужны, и обходите стороной лишние стеллажи.

Сколько вешать в граммах

Обычно в супермаркетах взвешивание продуктов происходит на кассе. Отличная уловка, так как на глазок невозможно определить, сколько вы взяли килограммов моркови. Когда поймете, что захватили лишнее, то, конечно, не будете при всех выкладывать из пакета овощи.     

Ловушки для малышей

Хотите сберечь семейный бюджет? Ходите в магазины без детей. Они легко попадаются на удочки, которые закидывают продавцы. Все сладости, игрушки всегда расположены так, чтобы ребенок  без проблем мог дотянуться до заветных конфет или плюшевого зайчика. А потом попробуй-ка отними у малыша подарок, которым он решил себя порадовать. Дети — маленькие манипуляторы, так как они отлично умеют извлекать выгоду из собственных наблюдений за родителями. Например, если мама постоянно исполняет все желания сына и дочки, лишь бы они не устраивали истерику при людях, то дети специально будут плакать и топать ногами в магазине, требуя купить игрушку. Не идите на поводу у малышей. Прежде чем достать деньги из кошелька, хорошо подумайте, нужна ли вам очередная кукла или машинка.

Фото №2 - Нас обманывают: 10 уловок супермаркетов, на которые мы попадаемся
Фото
Getty Images

Дело в свете

Правильное освещение продуктов — половина успеха.  Наверняка вы замечали, что в магазине мясо, рыба, овощи выглядят не так, как у вас дома. Естественно, ведь  говядину и форель освещают  специальными лампами с красным спектром. Они позволяют убрать коричневые оттенки и представить продукт более привлекательным. Не верьте своим глазам.  Делая покупки в мясном отделе, не забывайте про основные правила. Свежее мясо имеет небольшую корочку и не должно быть влажным. Мякоть всегда упругая, и при нажатии на нее пальцем вмятина обязательно быстро проходит. Желтизна на жире — признак несвежести продукта. Овощи и фрукты, чтобы не потеряли товарный вид, постоянно обрызгивают водой.

Осторожно, вас снимают

Видеонаблюдение в супермаркетах необходимо не только для того, чтобы вычислить воришек, но и для серьезных маркетинговых исследований. Большой Брат внимательно следит за вами, пока вы думаете, что купить на ужин. Информация помогает определить популярные маршруты покупателей, наиболее востребованные товары. После анализа начинается перепланировка торгового зала. От взгляда наблюдателей также не ускользает реакция покупателей на рекламу, акции, обслуживание.  

Советы

  • Не ходите в супермаркет голодными.

  • Можно потратить меньше денег, если путешествовать по супермаркету против часовой стрелки.

  • Скидки и бонусы придуманы, чтобы вы купили лишние товары.

  • Избегайте больших упаковок.

  • Супермаркеты работают только с крупными поставщиками, поэтому молочную продукция с фермерских хозяйств нужно искать в небольших магазинах.

  • «Эко», «Био», «товар года», «выбор покупателей» — маркетинговых ход. Требований к подобным товарам нет, их производители пишут «от балды».