Добьется ребенок в жизни успеха или нет — это гораздо сильнее зависит от родителей, чем принято считать.
Вы не задумывались, почему в русских пословицах отношение к богатству чаще негативное? «Меньше денег — меньше хлопот», «Пусти душу в ад — будешь богат», «Богатому не спится: он вора боится». И напротив: «Бедность — не порок», «Денег ни гроша, да слава хороша». Но апофеоз народной мудрости о деньгах — «Не жили богато, нечего и начинать».
«Философия бедности — это образ мышления, при котором человек принимает решения, в том числе связанные с финансами (выбор работы, покупка вещей, планирование отпуска) с позиции жертвы, обделенной возможностями. И тем самым не дает себе даже малейшего шанса на лучшую жизнь».
Изо дня в день зомбируем
«У меня не печатный станок! Это слишком дорого для нас! Что за запросы? Вот если бы у тебя папа больше зарабатывал!» — едва ли не самые популярные фразы некоторых родителей. Необязательно, что они на самом деле еле сводят концы с концами, но на автомате говорят такие слова вместо «нет». От этой привычки надо избавляться! Доказано, что подобные высказывания не проходят бесследно, они формируют мышление крохи и справляются с задачей довольно успешно. Такие дети во взрослой жизни — потенциальные пациенты психологов.
Не умеем правильно отказывать
Как только ребенок начинает активно взаимодействовать с внешним миром: общается со сверстниками в детском саду или школе, ходит на развивающие занятия — он подсознательно сравнивает себя с другими детьми. У кого лучше игрушка, почему у Кати есть кукла, а у меня нет? И приходит с этими вопросами к родителям. Или другой вариант: требует купить «такую же».
Что делать в этой ситуации? Как объяснить, что родителям это не по карману? Даже если у вас не хватает денег на то, что просит малыш, всегда можно заменить установки «мы не сможем себе это позволить» на «сейчас мы не можем купить эту куклу, но мы тебя очень любим, поэтому постараемся, чтобы она у тебя появилась». Делая акцент на отсутствии ресурсов, мы внушаем детям, что у них нет возможностей развиваться, учим их жить и мыслить с позиции человека, которому не повезло.
Готовим к худшему
Не нужно рассказывать сыну и дочери о том, как им тяжело придется в жизни. Негативные установки типа: заработать можно только «потом и кровью», «лучше синица в руках», «не всем быть богатыми» — все это воспитывает неуверенного в себе человека с низкой самооценкой, которого в будущем ничего хорошего не ждет. Это подтверждают результаты исследования фонда Джозефа Раунтри (независимая организация, работающая над решением проблемы бедности в Великобритании).
Ученые выяснили, что у тех, кто живет в нищете, очень низкий уровень уверенности в своей способности добиться успеха. И это влияет не только на психологическое, но даже и на физическое здоровье, мешает получить образование и развить профессиональные навыки. Дефицит ресурсов порождает «мышление дефицита», когда все внимание сосредоточено на ближайших целях, а долгосрочное планирование (выучить несколько языков, поступить в европейский вуз и др.) уходит на второй план. Это, по мнению исследователей, может способствовать сохранению цикла бедности.
Культивируем отсутствие денег
«Зато мы честно зарабатываем», «богатые — корыстные и глупые», «все зло от денег». Дети, которые регулярно слышат такие слова от мамы с папой, будут уверены на двести процентов, что хорошо зарабатывать можно только нечестным путем: либо ты порядочный, либо богатый. Во взрослой жизни они применяют ту же схему: могут отказаться от повышения или недооценивают себя как специалиста и, как следствие, — получают меньшую зарплату.
Как не воспитать ребенка «нищим»?
Задача № 1: сделайте ему прививку богатства. Начинать можно с самого раннего возраста. К примеру, рассказывать о том, что вы ходите на любимую работу, выполняете задания и получаете за это деньги. На них покупаете игрушки, продукты, ездите на море летом. В подростковом возрасте приучите отрока работать на каникулах. Он за свои усилия получит денежное вознаграждение — это хорошая репетиция взрослой жизни».
Задача № 2: объясните, что деньги и возможности — не одно и то же. Важно транслировать ребенку, что если у него нет компьютера/телефона, какой есть у одноклассника, то это не делает его хуже, а возможности все так же безграничны. Компьютер или телефон — всего лишь средство, они не дают преимущества.
Задача № 3: создавайте красоту. Украсьте вместе комнату, позвольте ребенку носить «то самое платье» или «парадные» кроссовки, которые отложены для особых случаев, просто потому, что он может себе это позволить без повода. А деньги — всего лишь средство, благодаря которому вы создаете вокруг себя тот мир, в котором вам тепло и уютно.