ребенок и песочница
Фото
Getty Images
Наталья Чудина

Наталья Чудина

педагог

Случается, что все происходит совсем не так, как вы предполагаете. Вместо трогательной картинки: кроха делает куличики, мама на скамейке читает журнал, вы видите совсем другое. Песок во рту, потасовка с соседским малышом из-за лопатки, потерянный мяч… Невозможно расслабиться ни на минуту! Что же делать? Без паники! Каждой проблеме — свое решение.

Малышу не нравятся новые игрушки

Ради такого случая вы купили ведерко с ситом, набор формочек, ярко-зеленый совок и… И еще лепку, песочную мельницу и две машинки. Но ребенок не обращает на них никакого внимания.

  • Что делать? Уважайте его ритм. Ребенок еще не знает, что можно делать со всем этим богатством. Пока что ему нравится совсем другое: копаться в песке руками, разминать его, хлопать по нему ладошками, пересыпать из руки в руку. Таким образом ребенок изучает окружающий мир и открывает для себя новые ощущения. Покажите ему, как можно наполнить и аккуратно перевернуть формочку или оставить ее отпечаток на песке.

  • Что можно сказать? «Давай потрогаем песок — он немного жесткий»; «Смотри, здесь песок сухой, а поглубже — влажный»; «Давай вместе насыплем песка в ведерко, теперь перевернем и постучим лопаткой — получился куличик!»

Песок и игры с ним дают отличную возможность и для познавательного, умственного развития ребенка.

Он боится других детей

Ребенок старается не отходить от вас далеко и начинает рыдать каждый раз, когда вы отворачиваетесь или поднимаетесь с корточек, чтобы размяться.

  • Что делать? Не предоставляйте его самому себе. Останьтесь пока рядом с малышом, станьте посредником в его играх с другими детьми. Чем чаще он будет видеть, как вы разговариваете с другими ребятами, обмениваетесь с ними игрушками, помогаете наполнить формочку песком, тем быстрее он начнет вам подражать. Старайтесь приходить на площадку в одно и то же время: чем больше уже знакомых детей будет видеть ваш малыш, тем проще ему будет с ними общаться.

  • Что можно сказать? «Давай теперь поиграем с этим мальчиком»; «Смотри, вот и Антоша пришел с мамой, нужно поздороваться!»; «А теперь все вместе выкопаем тоннель!»

У него отобрали все игрушки

Вы пять минут назад пришли на детскую площадку с полным пакетом новеньких формочек, а ваш ребенок уже остался без игрушек.

  • Что делать? Покажите ребенку, что нужно сохранять спокойствие, и вежливо заберите у другого ребенка свой мяч. Очень скоро ваш малыш научится защищать себя сам. Напомните ему, что можно меняться игрушками с остальными детьми. Привлекайте ребенка к сбору формочек, кoгда время прогулки истекло: очень скоро он начнет быстрее, чем вы, разбираться, где его игрушки, а где чужие.

  • Что можно сказать? «Этот мальчик взял твой мяч? Идем попросим вернуть или спросим, даст ли он нам поиграть своим совком»; «Сейчас мы предложим девочке поменяться ведерками, она поиграет твоим, а ты возьми это».

ребенок и песочница
Фото
nyul/Getty Images/iStockimages

Он — гроза песочницы

Ваш ребенок ломает куличики своих соседей, замахивается совком на малышей, отбирает у детей игрушки. Кто же его этому научил?

  • Что делать? Не краснейте от стыда — ваш ребенок пока еще сосредоточен на себе, он не привык принимать во внимание интересы других детей и еще только учится находиться в коллективе. Определите границы: кидать песком в детей нельзя, а копать ямку — можно, отнимать игрушки нельзя, а меняться — можно. Если разрушения сильные, извинитесь перед мамой засыпанного песком малыша и помогите его отряхнуть. Не бойтесь повысить голос и даже сократить время прогулки, если ребенок не слышит вас и слишком часто ведет себя плохо.

  • Что можно сказать? «Нельзя бросаться песком, ты можешь попасть в глаза другим детям и сделаешь им больно»; «Тебе нужен небольшой перерыв — пойдем покачаемся на качелях»; «Если снова начнешь так себя вести, мы сразу же пойдем домой».

Играем вместе

Покажите, как выглядит сухой песок, а как — мокрый. Продемонстрируйте, что фигурки из влажного песка прочнее, держат форму, зато сухой удобно пересыпать из формочки в формочку. Лепите вместе заборчики и башенки из мокрого песка — это проще, чем лепить куличики: нужно лишь сдвинуть ручки, убрать их — и любоваться получившейся горкой. Малышу постарше покажите, как лепить заборчики по кругу — тогда получится настоящая крепостная стена. К ней можно пристроить башенки-куличики.

  • Возьмите с собой на прогулку несколько мелких игрушек. Попросите ребенка отвернуться, а сами неглубоко закопайте их в песок. Теперь малыш будет искать, где спрятана игрушка, а вы можете подсказывать ему, «горячо» или «холодно», в том ли месте он ищет.

  • Можно взять на прогулку счетные палочки. Выложите их вперемежку в песочницу, попросите ребенка выбрать только синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — только красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

  • Все построенные замки наскучили, а пара десятков куличиков сделаны? Выкопайте вместе с малышом небольшие ямки — «норки», руками или совочком. Теперь вам понадобится «житель» норки. Возьмите в руки, например, игрушечную мышку, имитируйте ее писк, пусть мышка поздоровается с малышом. Ваша «мышка-норушка» проберется в каждую норку и похвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики.

  • Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров. Можно налить туда немного воды. Будет еще интереснее, если вы сделаете мостик через ров из небольшой дощечки. Кроме того, можете заодно рассказать, что именно так в старину люди защищали свои жилища от вражеских набегов.

Больше полезных материалов о правильном развитии малышей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.