Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От одежды до профессии: почему важно давать ребенку выбор и как это делать в зависимости от возраста

Рассказывает психолог

25 декабря 2025
«Моя ужасная няня 2» | parents.ru

«Моя ужасная няня 2»

Дети растут очень быстро: еще вчера ваш ребенок был крошечным и не умел говорить, а сегодня у него уже свои желания, границы и требования. Для родителей это непростой период: смириться с тем, что ребенок может решать что-то сам, под силу не каждому.

Кто-то не справляется с тревогой, а потому лишает любимое чадо возможности выбирать. Кто-то убежден, что дети вообще не должны иметь права голоса. Третьи, наоборот, дают слишком много свободы и выбора с самого раннего возраста, что тоже, как ни странно, не кончается ничем хорошим.

Как не допустить перегибов, а также почему вообще важно давать ребенку выбор, мы попросили рассказать детского психолога.

Джавада Титарова

Детский психолог, автор проекта «Чадодейство»

Принято считать, что выбор — это всегда благо: чем раньше и больше, тем лучше. Но у выбора есть одна неудобная особенность. Он работает по тому же принципу, что и любое сильное лекарство. И здесь мне удивительно близка формула Парацельса: «Все есть яд и всё есть лекарство — решает доза».

Через выбор, ребенок начинает чувствовать: «я есть», «мое мнение имеет значение», «я могу влиять».

Если выбор не перегружает, это дает большой внутренний рост: ребенок учится слышать себя. Не ориентироваться на ожидания и реакцию других. Это основа здоровых границ.

«Моя ужасная няня 2»

«Моя ужасная няня 2»

Он учится замечать свои желания, отличать подходящее от неподходящего, выстраивает внутреннюю опору. Проблемы начинаются, когда выбора становится больше, чем ребенок способен выдержать. Тогда, вместо уверенности родители замечают напряжение, а вместо самостоятельности — постоянный поиск одобрения. Потому что выбор, хоть и несет пользу, все равно остается нагрузкой.

Чтобы понять, как определяется готовность к выбору (точнее, ресурса на него), я учу ориентироваться на особенности нервной системы. Например, дети 3-4 лет выбирают не «головой», а сенсорно: что приятнее, теплее, спокойнее. Ему все равно, что дороже/дешевле или здоровее/вреднее.

Тем, кто старше, по силам простые решения — из двух вариантов, без подвохов: «Тебе на завтрак яйца пожарить или сварить?». Школьникам уже нужна опора на взрослого: «Выбирай секцию, которая нравится, я буду рядом и помогу, если захочешь ее поменять». Подросткам же важен не сам выбор, а разговор о последствиях — без назидательности, чтения морали и давления. Они ведь и без нас точно знают, что можно, а что нельзя.

«Моя ужасная няня 2»

«Моя ужасная няня 2»

Важно помнить, что решения — не экзамен на любовь взрослого. Ребенок выбирает, ошибается, сталкивается с последствиями, но при этом никогда не должен оставаться один.

Как дополнительный бонус, с опытом выбора, у повзрослевшего ребенка развивается способность выдерживать неопределенность. Ведь выбор, так или иначе, связан с тем, что нельзя предсказать все заранее. Такие дети легче переносят сомнения, изменения и новые ситуации.

На практике здоровый выбор выглядит очень просто: несколько понятных, безопасных вариантов, любой из которых взрослого устраивает. Я учу родителей давать выбор только внутри разрешенной системы: «Ты хочешь сделать уроки сейчас или перед ужином?». Не должно быть варианта, за которым последует давление, разочарование, унижение или стыд.

«Моя ужасная няня 2»

«Моя ужасная няня 2»

Есть и области, где выбор ребенку может только навредить. Безусловно, это: безопасность, здоровье, базовый режим, правила взаимодействия с другими — здесь важнее не свобода, а опора. Фраза «это моя ответственность как родителя» не лишает ребенка автономии, а, наоборот, снижает его тревогу.

Напомню и о детях, для которых выбор особенно тяжел. Чувствительные, тревожные, дети с СДВГ или РАС быстрее перегружаются. Для них избыточный выбор усиливает эмоциональные срывы. Иногда меньше выбора дает больше устойчивости. Это очень индивидуальная вещь и только родитель может определить правильную дозу. Конечно, путем пристального наблюдения.

Самое важное, что хочу сказать мамам и папам: способность выбирать формируется не количеством решений. А возможностью ошибаться, не испытывая стыда. Поддержкой после неудачи. Ощущением, что тебя любят так же сильно, даже после «плохого» решения.

«Моя ужасная няня 2»

«Моя ужасная няня 2»

Мнение мамы

«Во-первых, свое воспитание как ребенка без выбора я считаю отличным способом вырастить человека-слизняка, который не знает, чего он хочет, и не способен нести ответственность за свой выбор.

Во-вторых, это всегда немного манипуляция: я даю ему выбор из тех вещей, которые я считаю приемлемыми. И иногда я выбор ему навязываю: пусть выберет, какого цвета штаны наденет, хотя это вообще не принципиально и ему как будто все равно (на самом деле нет).

В-третьих, я не даю выбора в вопросах безопасности. До определенного возраста ребенок не способен отвечать за многие аспекты своей безопасности: он наденет шапку в минус десять, у него нет выбора не надевать. Но он может выбрать между желтой и зеленой (и тут манипуляция, я не спрашиваю, хочет или не хочет, я спрашиваю, какую он хочет надеть).

Здесь есть отдельный прикол с ребенком, который не хочет надевать много теплой одежды. Рабочий вариант — позволить ему выйти в майке и шортах поздней осенью (и взять все теплое с собой), подождать пару минут и предложить одеться. Больше ему таких экспериментов проводить не захочется.

«Моя ужасная няня 2»

«Моя ужасная няня 2»

В-четвертых, это сложно поначалу. Чем дальше, тем проще лавировать между возможностью и необходимостью, ребенок учится сам принимать адекватные решения (потому что уже знает последствия неадекватных). К примеру, он ОЧЕНЬ хочет обмотаться скотчем, весь. Обмотайте его один раз вокруг талии, пусть побегает, а потом подойдет с просьбой снять. Ему будет неприятно снимать, он это запомнит, и больше не будет предлагать такую блестящую идею.

Ну и, в-пятых: очень, очень удобно растить ребенка, который делает все, что ему говорят родители, полностью разделяет их точку зрения и не имеет свою позицию, ибо не дорос еще. Но проблема в том, что когда ему исполнится 18, он резко не повзрослеет. У него не отрастет ответственность, взрослость, способность принимать решения.

Он не сможет сам выбрать место учебы и закончить его, устроиться на работу, создать собственную семью. Удобство оборачивается исковерканной жизнью. Придется принять мысль, что здоровый ребенок никогда не будет перенимать мировоззрение своих родителей на 100%, что не получится продумать за него жизненный путь, и что дети нам ничего не должны (это самое тяжелое)».

Валерия, 33 года, сыну 5 лет

Вы разрешаете ребенку самостоятельно выбирать?

  • 100.0%
    Да, регулярно
  • 0.0%
    Нет, пока он еще совсем маленький
  • 0.0%
    Нет, слишком тревожно
Комментарии0
под именем