В 2011 году на экраны вышел французский фильм «Моя маленькая принцесса», главные роли в котором сыграли Анамария Вартоломей и Изабель Юппер. Фильм рассказывает историю 11-летней Виолетты, ребенка-звезды и главной музы своей матери, сделавшей из дочери объект эротических фантазий мужчин во всем мире.
Сюжет кажется безумным — какая мать в здравом уме поступит так со своей дочерью? Но фильм снят по реальным событиям: его режиссер, Ева Ионеско, воплотила на экране свою биографию — жизнь маленькой девочки, мать которой с четырех лет использовала ее для создания эротических фотографий.
Ранняя сексуализация не прошла бесследно, и Ева, по ее собственным словам, до сих пор не может справиться с последствиями. Рассказываем, как сложилась жизнь девушки и как сейчас выглядит та, кто в одиннадцать лет оказалась на обложке Playboy.
Готическая муза
Ева Ионеско родилась 18 июля 1965 года в Париже. Кто был отцом девочки, неизвестно. Ее мать, Ирина Ионеско, к рождению дочери уже успела попробовать себя в разных сферах, а в конце 60-х увлеклась фотографией.
С фотографией ее познакомил возлюбленный, художник Гильом Корнелис ван Беверлоо. Сначала он учил Ирину рисунку, а затем — черно-белой фотографии. Именно это искусство запало девушке в душу и после того, как Беверлоо подарил ей первую камеру Nikon, Ирина уже никогда с ней не расставалась.
Первыми моделями Ирины были ее подруги: фотограф наряжала девушек в старые сценические костюмы (в юности Ионеско выступала с акробатическими номерами в цирке), а в качестве реквизита для фото использовала черепа, театральные маски и искусственные цветы.
Набив руку, Ионеско начала приглашать на съемки незнакомых девушек, выбирая их прямо на улице. Среди ее моделей было мало красавиц: «Я люблю находить некрасивых девушек и превращать их во что-то уникальное».
По словам Ирины, каждая фотография — «как автобиографическая поэма». «Модель может стать моим зеркалом, и люди действительно часто думают, что на фото я, просто десять лет назад», — рассказала Ионеско в интервью 2011 года.
Возможно, именно поэтому она и решила фотографировать Еву — девочка всегда была сильно похожа на мать. Пушистые светлые волосы, ярко-накрашенные губы и тяжелый, совсем недетский взгляд — именно такой Еву увидел мир через объектив камеры Ирины.
Важно лишь искусство
Кому-то жизнь Евы, наполненная съемками и творческими людьми, покажется сказкой. Психологи с этим не согласятся: для нормального развития ребенку нужны стабильность, понятность и предсказуемость. Ничего этого у девочки не было.
Большую часть времени, не занятая съемками, Ева была предоставлена сама себе. Друзей у нее не было — ребенок общался с художниками, поэтами и музыкантами, регулярно гостившими в доме Ионеско.
Ирине было все равно, ходит дочь в школу или нет, чем она питается и как выглядит. Все, что интересовало мать, это ее работа и то, как дочь смотрится в кадре. Права выбора у Евы не было — Ирина воспринимала дочь как куклу, которую она может одевать, раздевать и располагать так, как удобно ей. Ирина заставляла дочь работать, даже если та не хотела: «Она говорила: „У тебя будет встреча с таким-то фотографом. Звучит не очень, но ты идешь в любом случае“.
На фотографиях, сделанных матерью, Ева всегда полуодета или вовсе обнажена. Девочка ярко накрашена и утопает в шелках и парче. Дочь Ирина фотографировала также, как когда-то подруг — в образах танцовщиц кабаре, египетских жриц и работниц дома терпимости, основная задача которых — соблазнять и ублажать мужчин. Вот только Еве тогда было меньше десяти лет.
Мать мечтала, что дочь прославится на весь мир и сделает знаменитой и ее. Когда Еве исполнилось одиннадцать, она впервые попала в кино. Ее дебютом стала роль в фильме Романа Полански «Жилец». Работать с режиссером ей понравилось: «Со стороны Полански я не чувствовала к себе никаких нежностей, он относился ко мне как к взрослой актрисе».
В тот же год в жизни Евы произошло еще одно событие, с последствиями которого она борется до сих пор. Девочка, которой только-только исполнилось одиннадцать лет, появилась на обложке итальянского Playboy. Стоит отметить, что Ева была не первой — на год раньше, в 1975 году, для Playboy снялась Брук Шилдс, которой на тот момент тоже было всего одиннадцать. Обе женщины до сих пор не могут отсудить право на свои фотографии и запретить их использование.
Судьбы Евы и Брук во многом пересекались. Например, именно образ Евы стал вдохновением для фильма «Прелестное дитя», где Шилдс сыграла маленькую девочку, живущую в борделе. Ее, кстати, звали Виолетта — также, как и героиню фильма Ионеско.
На этом Ирина не остановилось: ей хотелось больше славы, больше денег. Как потом вспоминала сама Ева, мать прекрасно отдавала себе отчет в том, что она делает: «Она не сомневалась в своей уникальности и в том, что эта деятельность принесет ей деньги и славу».
Следующим шагом для Евы стали съемки в фильме «Распутное детство», где девочка сыграла в эротической сцене (напоминаем, ей на тот момент было двенадцать). Но и это не вызвало у общественности никаких вопросов — Ева продолжала жить с матерью и регулярно появляться обнаженной в различных журналах и газетах.
Гром грянул неожиданно — немецкая газета Der Spiegel выпустила номер, на обложку которого пометили фото полностью обнаженной Евы. Читатели газеты были так возмущены, что издателям пришлось отозвать все экземпляры. Но делу дали ход и в 1977 году (Еве все еще двенадцать) Ирину лишили родительских прав.
Дитя ночи
Стала ли жизнь Евы счастливее? Нет. К тому моменту психика девочки была совершенно разрушена. Ее пытались пристроить в приют или опекунский центр, но она регулярно оттуда сбегала.
Ева ночевала, где придется и вовсю прожигала жизнь. 13-летняя девочка стала главной звездой ночных клубов Парижа, которые посещала вместе с близким другом, дизайнером Винсентом Дарре. Дарре в последствие сделает карьеру и будет работать с Карлом Лагерфельдом, а затем станет главным дизайнером Moschino.
Выглядела Ева своеобразно — 10-сантиметровые каблуки, очень тяжелый макияж, немного безвкусная одежда. Будущий муж актрисы, писатель Симон Либерати, знакомство с Евой описал так: «В один из зимних вечеров 1979-го я случайно встретил 13-летнюю „женщину“, у которой уже была отвратительная репутация».
Ева пыталась собрать свою жизнь по кусочкам. Она поступила на актерские курсы, а затем присоединилась к театральной труппе Патриса Шеро. Театр вернул Еве смысл жизни — ради репетиций она была готова ночевать на работе, ведь сцена давала ей возможность побыть кем-то другим.
Придумать себя заново
Долгие годы о Еве мало что было слышно, пока в 2011 году она не дебютировала как режиссер, сняв «Мою маленькую принцессу». Хотя фильм и автобиографичен, Ева в интервью рассказывала, что считает образ Виолетты собирательным, а потому ей легко было снимать фильм и не погружаться в собственные травмы. Некоторые моменты пришлось сильно цензурировать: «Мне пришлось многое приукрасить, потому что в действительности все было куда отвратительнее».
В 2012 году Ева подала на Ирину в суд, надеясь отсудить у той права на свои обнаженные фотографии. К сожалению, суд встал на сторону фотографа, а не модели и до конца своих дней (Ирина Ионеско умерла в 2022 году), Ирина получала деньги за продажу порнографических снимков дочери.
В «Моей маленькой принцессе» Ева сняла своего сына, Лукаса. Мальчик родился в 1995 году, и самого детства мечтал стать музыкантом. Однако в итоге Лукас пошел по стопам матери и активно снимается в кино. Кто его отец, до сих пор неизвестно.
Удалось Еве и построить личную жизнь — она вышла замуж за Симона Либерати, того самого писателя, с которым познакомилась еще в 70-х. Между этими событиями, правда, прошло почти 40 лет.
Детство оставило на Еве неизгладимый след. После выхода «Моей маленькой принцессы» она говорила в интервью, что не может оправдать поведение матери: «Мои друзья очень боятся дня, когда их родители уйдут из жизни. Я же, наоборот, испытаю в этот день освобождение».
При этом женщинам удалось наладить общение. «Нельзя простить того, кто причинил тебе столько боли. Прощение — сложная вещь, но с человеком всегда можно поговорить. Мне удалось сделать это до того, как она умерла», — сказала Ионеско в интервью после смерти матери.
