5 веселых уроков в магазине: развиваем интеллект

Рядовой поход в супермаркет вполне можно превратить в полноценное занятие, не слишком обременительное для мамы и интересное для ребенка. Главное, немного подготовиться.

Это очень удобно: вы делаете нужные покупки, а ребенок узнает много нового об окружающем мире, развивает речь, осваивает азы экономики, тренирует внимание и память. И при этом сводятся к минимуму возможные капризы! Итак, отправляемся вместе с малышом в развивающий поход вдоль прилавков...

Урок 1: знакомство с окружающим миром

Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки. Где растут овощи, а где фрукты? Почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным? Из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку? Обратите внимание на упаковку товаров. Из каких материалов она сделана? Стекло, пластик, бумага, картон, дерево, целлофан, пенопласт, ткань, металл — вот как много всего! Для самых маленьких покупателей будет полезно даже просто называть все те предметы, которые они видят вокруг себя.

Поговорите с ребенком о том, какие бывают магазины и что в них продают. Что такое булочная, бакалея, галантерея, аптека, универмаг? Что лежит на прилавках в мясном, рыбном, молочном, овощном, кондитерском, обувном, промтоварном магазине? Как называют того, кто продает? А того, который покупает? И другие профессии вспомните, которые в магазине можно встретить: кассир, консультант, грузчик, охранник, повар, кондитер, фасовщик, уборщица. Чем занимаются эти люди?

Урок 2: развитие речи

В магазине просто необъятные просторы для пополнения словарного запаса. Например, возьмите какую-нибудь категорию товаров и по очереди с малышом называйте те продукты, которые к ней относятся. Например, молочные продукты. Мама говорит: «Сыр», малыш добавляет: «Творог». Дальше вспоминаем молоко обычное и топленое, ряженку, кефир, айран, йогурт, сметану, брынзу, мороженое и даже кумыс (малышу будет интересно узнать, что в пищу употребляют не только коровье или козье, а даже кобылье молоко). Особенно хорошо играть в такую игру в соответствующем отделе, ведь на полках столько подсказок! Когда ничего больше вспомнить не удается, выбираем следующую категорию и… переходим в другой отдел. 

В отделе с соками потренируйтесь вместе с ребенком образовывать прилагательные из существительных. Это не так просто для малыша, как может показаться на первый взгляд.

Неспроста же дети часто говорят «яблоковый» вместо «яблочного» или «вишенный» вместо «вишневого». Итак, мама говорит: «Персик». Задача малыша назвать сок, который получают из этого фрукта. Добавляем и овощи: огурец — огуречный, свекла — свекольный. А вот почему сок из помидоров называют «томатным»? Потому что помидоры по-другому зовутся «томатами».

Урок 3: математика

Магазин — отличное место, где объектов для счета видимо-невидимо. Ребенку постарше дайте задание сосчитать всех продавцов, которых вы встретите в магазине. Или всех людей в красных куртках. Или определить, сколько разнообразных видов сока стоит на прилавке. Самые маленькие бухгалтера с удовольствием выполнят мамины задания: «Возьми с полки три шоколадных сырка. А теперь внимательно пересчитай их еще раз, чтобы не ошибиться. Сложи в пакет пять помидоров. Положи в тележку два пакета молока и два пакета кефира. Два и два — сколько вместе получается? Сколько бананов в этой связке?» Понятно, что подобных математических заданий в магазине можно придумать великое множество.

смежные навыки
Но ведь математика не сводится только к счету. Наука эта гораздо шире. Например, сравнивайте по размеру упаковки товара. Пусть малыш ответит, сколько сока в большом пакете (много), а сколько в маленьком (мало). Предложите своему математику отыскать на полке одинаковые и разные пакеты с соком. Спросите, сколько на полке с соками игрушек. Ни одной, ноль! Какая палка колбасы толще, а какая тоньше, какая длиннее, а какая короче? Вот большая упаковка масла (молока, творога и т.п.), а вот — маленькая…  А ведь мы еще забыли о пространственной ориентации! Что стоит вверху, а что внизу? Что справа от муки, а что слева от сахара? Что между апельсиновым и вишневым соками, а что рядом с клубничным? Какой отдел ближе: с игрушками или с печеньем? А какой дальше?
Урок 4: тренировка внимания

В магазине можно придумать немало игр на развитие внимания. Например, дайте малышу задание найти, скажем, мальчика в зеленых брюках и белой футболке, или девочку с двумя косичками, или мужчину в бейсболке и с наушниками. Как только искомый объект вами встречен, получаем новое задание и ищем дальше. А еще можно поиграть в игру, тренирующую память. Отправляясь вместе с ребенком за покупками, скажите ему: «Нам нужно купить в магазине масло, молоко, творог, сыр, хлеб и лимон. Постарайся запомнить. Вдруг я что-нибудь забуду, а ты мне подскажешь». Конечно, маленький помощник постарается все хорошенько запомнить. Ведь мама ему доверила такую важную миссию! Попросите малыша еще раз повторить список продуктов перед выходом из дома, а потом при входе в магазин. Делая покупки, умышленно что-нибудь «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.

Урок 5: экономика

Попробуйте до похода в магазин составить вместе с малышом список продуктов, которые необходимо купить. Это можно превратить в своего рода творческое занятие. Обсудите с ребенком что, в каком количестве и для чего вам нужно купить. Затем соберите рекламные каталоги, которые обычно раскладывают в почтовые ящики и вырежьте из них картинки с нужными товарами (не беда, если отыщется не все необходимое). Затем наклейте картинки на лист бумаги или в блокнотик. Теперь по этой «шпаргалке» малыш будет помогать вам искать нужный товар на полках супермаркета и складывать его в корзинку.

Если в магазине автоматические весы, пусть малыш взвесит сам овощи, фрукты или печенье, нажав на указанную вами кнопку, а потом приклеит к пакету чек.

Малыш будет горд от сознания, что ему доверили такое ответственное дело, а попутно будет знакомиться с разными товарами и их назначением. Так вы начнете изучать с ребенком азы рационального ведения хозяйства.

А можно попробовать и такую штуку: пусть один пункт вашего списка всегда остается пустым, незаполненным. Он будет называться, скажем,  «что-то новенькое». Разрешите малышу всякий раз, когда вы посещаете супермаркет, класть в корзинку (конечно, согласовав покупку с вами) что-нибудь из того, что вы раньше не покупали. Например, какие-то новые конфеты или печенье, сырок или йогурт, сухофрукты, хлопья, джем, шоколадный крем и т.п. Такая игра будет вносить в привычный поход в магазин элемент неожиданности и учить ребенка делать выбор...

интересное в сети
‡агрузка...