6 вопросов про левшей

Многие из нас до сих пор уверены: левши по сравнению с правшами гораздо одареннее, оригинальнее и креативнее, недаром же они преуспевают в творческих профессиях. Однако серьезные научные исследования никаких подтверждений тому не находят.

На распространенные родительские вопросы о леворуких детях отвечает Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии.

Известно ли ученым, от чего зависит, родится ли ребенок левшой или правшой?
Существует множество теорий и гипотез возникновения леворукости: от социальных и социокультурных до генетических. И даже сегодня большинство ученых не сошлись в едином мнении и считают, что и причины и степень выраженности лево-праворукости могут быть различными.
Основные теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первая рассматривает появление леворукости как результат действия внешних (социальных, социокультурных) факторов, а вторая – как действие внутренних биологических факторов. Вряд ли нам удастся когда-нибудь разобраться в причинах, по которым практически во всех древних цивилизациях превалировало предпочтение правой руки. Уже в Библии мы находим много подтверждений этого: «Правой рукой совершаются добрые дела, праведные справедливые; левой рукой совершаются дела худые, неправедные и несправедливые». И поскольку такое отношение доминировало вплоть до второй половины 20 века, понятно, что с младенчества всех детей приучали работать правой рукой. Влияние среды и социокультурных воздействий в этом случае неоспоримо.
Другие специалисты считали и считают главной причиной - действие биологических факторов. Много веков леворукость будет считаться заболеванием, отражением патологии развития, почти физическим уродством. Сегодня подтверждается, что патологический вариант происхождения леворукости возможен – например, в результате нарушений развития мозга или травм рук, - но это совсем не означает, что леворукий ребенок в этом случае будет иметь серьезные проблемы в развитии.
Еще одна группа исследователей считает причиной леворукости генетические влияния. Согласно генетической теории «правого сдвига», праворукость передается по наследству потому, что люди имеют ген «правостороннего сдвига», а леворукость – является вариантом, при котором этот ген отсутствует, и человек может родиться, при определенных условиях внутриутробного развития, левшой.
Так, практически все исследователи сегодня склоняются к тому, что леворукие по своему происхождению - разнородная группа.

Говорят, что в последние годы число левшей увеличилось. Это так? Почему?

Действительно, в современном обществе мы все чаще встречаем леворуких людей. Считается, что два человека из десяти все делают лучше и легче левой рукой. Скорее всего, причина увеличения количества леворуких людей не биологическая, а социальная. Общество перестало считать леворукость аномалией, патологией развития, сегодня это индивидуальная особенность, такая же как цвет кожи, волос или глаз, худоба или полнота, высокий или низкий рост и т.п. Но такой взгляд обывателей на левшей стал нормой совсем недавно, лишь в последние 50-60 лет.

В издательстве «Росмэн» вышел комплект тетрадей «10 шагов подготовки к письму» М.М. Безруких, одинаково подходящий и для леворуких и для праворуких детей. Важно учесть только три отличия – способ держать ручки, положение тетради и посадку ребенка. В каждой тетради есть специальные рисунки, показывающие, как правильно это делать.

Насколько левши и правши - разные дети?

Еще раз подчеркну, леворукие - разнородная группа и поэтому все левши – разные. Впрочем, не менее и не более разные, чем праворукие.
Есть дети с выраженными творческими способностями, а есть обычные, не умеющие петь, плясать, рисовать. Есть среди леворуких дети, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом, но есть и дети со школьными проблемами. Поэтому невозможно выделить какую-то особенность, характерную только для леворуких. Существует много мифов об особенностях леворуких, однако научные исследования не дают этому достоверных подтверждений.

Существуют ли какие-то специальные педагогические методики развития, обучения левшей?

Леворукие дети, особенно дети, у которых есть выраженные факторы риска в развитии (патологии беременности и родов, травмы, операции) и нет леворуких родственников (что с большей долей вероятности позволяет предположить так называемый патологический или компенсаторный вариант леворукости) требуют особого внимания, т.к. у них возможны нарушения нейросенсорного, речевого и моторного развития. Однако хочу заметить, что точно такие же проблемы встречаются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в раннем развитии. В воспитании и обучении леворукого малыша нет каких либо отличий от праворукого ребенка.

На что стоит обратить внимание родителям, понявшим, что их ребенок левша?
Родителям в 4-5 лет стоит протестировать, определить действительно ли ребенок леворук и определить какой рукой ребенок будет учиться писать. Это необходимо сделать потому, что есть люди, которые все бытовые действия выполняют лучше левой рукой, а пишут лучше правой.
Но главное – не переучивать, не заставлять леворукого ребенка выполнять все действия правой рукой. Переучивание – постоянный стресс, негативно влияющий и на развитие, и на психическое здоровье ребенка.
Стоит ли из левши делать амбидекстра? Возможно ли это?

Из левши невозможно «сделать» амбидекстра. Амбидекстры одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, но таких людей очень мало. В то же время выраженность леворукости бывает разной – есть леворукие люди, которые могут использовать в каких-то действиях и правую руку, но они не амбидекстры.

интересное в сети