"Почему двоюродные братья не могут поделить игрушки?"

Добрый день! Моему сыну 1,5 года. Когда он встречается с кузеном, которому исполнилось 3, у них начинается борьба за игрушки. Сын сопротивляется, но в конечном счете уступает и бежит с рёвом ко мне. Скажите, пожалуйста, как предотвратить подобные ситуации? Как вести себя родителям обоих детей? И почему старший брат так себя ведет? Марина, 33

Марина, описанная вами ситуация встречается часто. Конечно, с точки зрения взрослого человека есть несправедливость в том, что старший ребенок забирает игрушки у младшего, да еще и его собственные. Но нужно понимать, что ребенок трех лет отроду хоть и выглядит большим по сравнению с полуторогодовалым, на самом деле, еще малыш, который многого не знает и не умеет. В частности, он только еще изучает границы между собой и другими, и ощущения того, что другой ребенок – тоже человек, который может страдать, переживать, у него еще нет. Поэтому взывать к совести и  наказывать бессмысленно. 

А вот закладывать традиции взаимного уважения и доброжелательности, осваивать основы взаимодействия в ситуации противостояния необходимо. В ребенке нужно развивать понимание того, что есть он сам, а есть кто-то другой, у которого свои интересы.  Что происходит, когда старший мальчик видит привлекательную игрушку в руках младшего? Он хочет завладеть объектом. Младший ребенок для него всего лишь помеха, которую надо устранить для достижения цели, оттолкнув, отобрав и пр. В силу недостаточного развития участка мозга, отвечающего за торможение, ребенок не может подавить в себе этот импульс, это желание. То есть, у старшего брата совсем нет злого умысла обидеть младшего. Просто он еще не в состоянии владеть собой и не научен нормам и правилам общения.  В ребенке надо воспитывать уважение к личной собственности. Это уважение заключается в том, что игрушки и другие вещи нельзя брать и их использовать без согласия владельца. Причем, это касается всех – и детей, и взрослых. Ребенка нужно учить договариваться с партнером по играм.

Для усвоения правил общения на помощь придет игра. Дома можно проиграть на зверюшках-игрушках любую конфликтную ситуацию. Это будет полезно и старшему мальчику, и младшему. Важно в игре менять роли обидчика и обиженного несколько раз, чтобы у ребенка не было фиксации одной позиции: ни агрессивной, ни пассивной. Доводите сюжет игры до конца, чтобы ребенок видел результаты различных вариантов поведения в обыгрываемой ситуации. В игре можно показать, как звери договорились, подружились, стали играть в общую игру разными игрушками и т.д. Конечно, настоящей ролевой игры в полтора года не получится. Но, все же, дети этого возраста уже с удовольствием играют в «зайчиков» и пр. 

В конфликтных ситуациях старайтесь не обвинять старшего мальчика. Отнеситесь к нему с сочувствием и пониманием: «Тебе очень захотелось поиграть с игрушкой брата». А дальше – либо помогите детям организовать общую игру, либо учите их играть одной игрушкой по очереди. И тут надо помнить, что у детей этого возраста еще не сформировано понятие будущего, поэтому ждать больше 30-40 секунд они не в состоянии. Пока один мальчик играет с игрушкой, которая нравится обоим, второго лучше на это время занять каким-нибудь делом. 

интересное в сети
‡агрузка...