Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«3-летняя дочка разрисовала все стены и мебель. Надо ли за такое наказывать?»

Наша читательница интересуется у психолога, как правильно вести себя в ситуации, когда «художества» малыша выходят за рамки разумного.

24 марта 20211
ребенок рисует на обоях что делать
Источник:
Getty Images/E+

Я пошла в ванну, меня не было минут 10–15. Когда вышла, увидела, что дочь (ей 3 года) разрисовала гуашью и фломастерами книги, своих кукол, мягкие игрушки, детское кресло, кусок паласа, столик в детской, немного обоев, свои руки, ноги, щеки, шорты и майку… Я была в шоке. Отругала ее, но быстро взяла себя в руки. Как нужно вести себя в такой ситуации? Я против такого, чтобы «ути-пуси, мой художничек…» Можно ли как-то наказать? И стоит ли?

Марина, г. Ярославль

Татьяна Роот

психолог

Ранний возраст — это, в первую очередь, возраст познания мира. И процесс порой может происходить самым неожиданным для взрослых образом. Вы открыли для своей трехлетней дочери удивительный мир красок. Оказалось, что можно что-то создавать на бумаге самостоятельно и только что-то свое, можно творить и пробовать.

Однако, в этом возрасте ребенок еще и экспериментатор. Думаю, что не сложно представить себе, как может быть интересно трехлетнему малышу исследовать, узнавать что-то новое. Давайте не будем забывать, что 3 года — это возраст так называемого кризиса «Я-сам», т.е. времени пробовать свои силы в том числе и в самостоятельном изучении мира. Видимо, вашей девочке было очень интересно узнать, а что же будет, если красками порисовать не только на бумаге, но и на одежде, игрушках и себе самой.

Конечно такое исследование может непросто даваться маме: «Оставила крошку на 10 минут, а тут такое!» Можно представить, сколько усилий вам потребовалось, чтобы справиться с собственными эмоциями. И все же ругать ребенка в такой ситуации — это подавить его естественную потребность в познании мира вокруг него. Может показаться, что такого: запретили, поругали, не дали больше краски, но, в будущем, это может привести к отсутствию любознательности и интереса к учебе, к своему внутреннему миру, к своим желаниям и стремлениям.

Поэтому, мне кажется, наиболее верный путь в этой ситуации — это поддержать интерес ребенка, переведя его в другое направление. Начните вместе с ребенком убирать все то, что получилось. И тогда ваша дочь узнает, что с одних вещей краска смывается легче, чем с других, сможет увидеть, какой разноцветной становится вода в ванной, когда краску смывают с ножек, ручек и лица. И, несомненно, ваш ребенок получит бесценный опыт взаимодействия с вами в новой для него деятельности.

Задать свой вопрос эксперту можно ЗДЕСЬ.

Больше полезных материалов для будущих родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения