Домашнее образование: стоит ли его выбирать?

Некоторые родители не хотят отдавать ребенка в обычную школу. Там детей перегружают информацией, навязывают определенную систему ценностей и вообще заставляют «ходить строем». И тогда встает вопрос о домашнем обучении. У такой формы образования есть свои особенности и «подводные камни».
Когда это выгодно?

Есть много объективных причин, по которым дети не могут посещать учебное заведение. Чаще всего это связанно с серьезными заболеваниями, которые не дают возможность ребёнку систематически ходить в школу. Поводом может стать и разъездной характер жизни семьи, который не позволяет школьнику нормально учиться. Кроме того, домашнее образование всегда присутствовало в жизни обеспеченных семей, тогда как коллективное образование всегда было уделом всех остальных. Состоятельные люди могли выбирать: либо отдать своего ребёнка в привилегированную школу, либо организовать ему полноценное обучение с преподавателями на дому.

Например, Яна Рудковская в соцсетях рассказала, что они с Евгением Плющенко не планируют отдавать своего сына Сашу в школу: он будет обучаться дома с репетиторами, а в школе – только сдавать экзамены. Здесь может быть ряд причин, почему звездные родители решили организовать обучение на дому. Их сын достаточно загружен: тренировки (он серьезно занимается фигурным катанием), участие в модных показах и светской жизни родителей. У него плотный график. Надо сказать, что в советский период ученикам спортивных школ тоже делались «поблажки» и они могли учиться по специальным программам, с учетом сборов и тренировок. И вряд ли стоит переживать за Сашу Плющенко. Скорее всего, его будут обучать учителя высокого уровня. Тогда как «незвездным» родителям придется самим контролировать процесс обучения.

пространство вариантов
Есть несколько разновидностей внешкольного обучения.
  • Собственно домашнее обучение – персональные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и пр. Оформляется по медицинским показаниям.
  • Частичное домашнее обучение – посещение уроков выборочно по индивидуальному плану. Тоже нередко вынужденная мера для детей с особыми потребностями.
  • Семейное обучение – родители могут самостоятельно обучать своих детей, подбирать учебные материалы и составлять график обучения. Каждый год учащиеся обязаны проходить промежуточную аттестацию в школе, к которой они прикреплены. ГИА и ЕГЭ обязательны.
  • Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных без посещения школы. Оформляется по договоренности с руководством школы.
В чем соблазн?

Домашнее образование пестует индивидуальность. И современный социум акцентирует внимание именно на раскрытии личностного потенциала. С этим связывают будущую успешность человека.

Обычные школы предоставить индивидуальный подход не способны: в классе часто 25–30 человек, и педагог при всем желании не может «разорваться» на всех. Кроме того, школа – место, где применяется принцип «уравниловки», гибкий подход не предусмотрен.

Чуть получше ситуация в частных школах. В классе может быть 10–12 учеников, и каждому можно уделить достаточно внимания. Однако учебные заведения связаны общими для всех требованиями к подготовке учеников, государственными контрольными и экзаменами. Учителя должны обеспечивать высокий уровень успеваемости независимо от возможностей учеников. Выходит, система для учителя важнее ученика. Это и сподвигает родителей к выбору домашнего или частного обучения. Особенно тех, кто за спиной имеет собственный негативный опыт обучения в школе.

Преимущества…

Индивидуальная программа помогает воспитать личность. Здесь в центре обучения конкретный ребёнок со своими возможностями и желаниями. Так как нет необходимости слепо следовать программе, то, теоретически, можно проводить процесс обучения более эффективно. Есть возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет. Кроме того, можно уже с детства изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру, робототехнику и прочее, что не предусмотрено программами в школах.

В домашней обстановке меньше опасностей и тревог. В таких условиях снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением. Здесь нет давления со стороны педагогов и сверстников, меньше конфликтов (ребёнок дома, к примеру, не станет жертвой травли и насмешек). При домашнем образовании дети могут учиться тогда, когда хотят и так, как им удобно. Это даёт возможность жить по естественным биологическим часам. Родители могут в полной мере контролировать моральные и этические нормы жизни своего ребёнка.

Правда или ложь?
Не забудьте спросить самого ребенка, хочет ли он учиться «на дому». Только преподнесите информацию объективно. Расскажите ему не только о том, что он получит («будешь вставать, когда хочешь, а не в 7.00», «будешь заниматься большим теннисом, а не бегать кроссы вокруг школы» и пр.), но и том, что пройдет мимо него (школьные линейки с их торжественностью, переменки, когда можно общаться с одноклассниками, олимпиады и концерты, возможность побыть без родительской опеки, на равных с остальными детьми, и испытать себя).
… и недостатки

Прежде чем выбрать домашнее обучение для своего чада, нужно хорошо все обдумать, взвесить и понять, сможете ли вы компенсировать минусы такого «затворничества» для ребенка.

Если вы планируете сами стать для ребенка «первой учительницей», то посмотрите правде в глаза – сможете ли вы донести до него азы обязательных предметов, хватит ли у вас терпения объяснять ему непонятное. И даже если знаний и терпения достаточно в объеме начальной школы, то дальше, в средней, вряд ли даже эрудированная и начитанная мама сможет конкурировать с «предметниками».

Главная проблема индивидуального обучения в том, что ребенок не получает полноценную социализацию, он лишён опыта взаимодействия с «типовым» коллективом, где встречаются совершенно разные люди, сталкиваются характеры и идет деление ролей в коллективе.

Если у ребенка нет полноценного опыта общения с другими, ему будет сложнее стать активным участником общества. В школе много формального, но, с другой стороны, система «от звонка до звонка» дисциплинирует. Да, ребенок не рискует стать жертвой насмешек или травли, но с другой стороны, у него не будет реального взаимодействия со сверстниками и учителями, а значит, у него будет меньше естественных возможностей подготовиться к конфликтам во взрослой жизни.

важность рутины
Постоянное, изо дня в день, общение с одними и теми же детьми, обучение с ними важны для формирования личности. И вот лишь несколько причин:
  1. происходит сознательный обмен опытом, и есть возможность бессознательно копировать успешные образцы, а также посмотреть на себя глазами других и оценить себя;
  2. соревновательный момент во время коллективного образования – это своего рода игра, которая дарит азарт;
  3. когда твои «находки» начинают использовать другие, это дополнительная мотивация узнавать новое и искать собственные пути решения задач.

Можно ли заменить общение со сверстниками в условиях школы, и компенсировать «затворничество» ребёнка? Если постараться, то, наверное, можно. Есть множество секций и кружков, всевозможных лагерей и языковых школ. Однако позволит ли это в полном объёме общаться ребёнку со сверстниками и проходить маленькие испытания, которые будут учить его принимать первые решения, ошибаться самому и учиться на ошибках других? Помните, что мама и папа не смогут всю жизнь страховать каждый шаг своей ненаглядной деточки. И прежде чем принимать решение о домашнем образовании для своего ребенка, честно ответьте себе на вопрос, почему вам так страшно отпускать его хотя бы в маленькое, но свободное плавание в начальную школу?

интересное в сети
‡агрузка...