«Домашний ребенок» и детский сад

Кроха подрос и «встал на ноги» – пора показать ему протоптанную поколениями дорожку в детский сад! Для многих родителей эта мысль не вызывает никаких сомнений. Но есть и те, кто не готов доверить воспитание своего ребенка другим. На что надо обратить внимание в этом случае?

Еще вчера считалось, что домашний ребенок, не посещая детский сад, обречен столкнуться со многими проблемами в школе: ему тяжело будет найти общий язык с себе подобными и с учителем, он проболеет почти весь первый класс и, скорее всего, будет отставать от своих «организованных» сверстников в учебе. Однако времена изменились, и стало понятно, что домашнее воспитание может быть ничем не хуже, чем «садовское».

Раньше детский сад был некой обязательной программой для каждого малыша, и этот выбор для большинства семей был практически однозначен. Матерям не предоставлялся трехгодичный декретный отпуск, и социальный путь крохи начинался уже с яслей. Выбора дошкольных заведений практически не было, и вопрос, какой садик станет вторым домом, решался близостью к дому или работе родителей. Дети переходили из садика в школу уже знакомой компанией, и только там к ним скромно присоединялись единицы домашних детей.

Сегодня многое изменилось. Во-первых, попасть в это самое учебное заведение стало труднее — мамам приходится вставать на очередь сразу после рождения малыша. Во-вторых, садики стали более разнообразными — это и центры развития, и садики по системе Монтессори или Вальдольфа, частные и государственные. В-третьих, домашних детей стало значительно больше, и в школе они уже не выглядят белыми воронами.

Ребенок, находящийся дома, не должен бродить без дела и целый день сидеть перед телевизором. Предоставьте ему возможность исследовать, творить, учиться, экспериментировать.
Ты и я – одна компания

Первое, над чем нужно задуматься, — это как организовать малышу общение со сверстниками. Домашний ребенок, контактируя только со старшими, привыкает быть в центре внимания и эгоистично относится к потребностям других детей. Он с трудом смиряется с тем, что в школе хвалят не только его или лучшее место занимает другой малыш. Ему непонятно, отчего другие дети могут отказаться делать то, что он сказал. Лишенный общения с другими детьми, малыш, «выйдя в свет», много времени тратит на налаживания дружеских отношений.

Нельзя сказать, что в садике все проходит гладко и все дети, посещающие его, лишены трудностей. Но предоставить ребенку возможность дружить все же нужно обязательно. Скорее всего, такие же мамы по соседству тоже ищут компанию своему ребенку — на детской площадке можно познакомиться с ними и сделать ваше общение более регулярным. Лучше, чтобы ребенок мог видеться с одними и теми же детьми и завести постоянных друзей, а не каждый раз присматриваться к незнакомым малышам. Запишите кроху в кружок или секцию и дайте ему возможность общаться с детьми и после занятий.

Мама, папа и не только

Последний вариант хорош тем, что малыш получит важный опыт общения с другим взрослым. Кроме того, и вы научитесь доверять свое сокровище другому человеку. Это тоже очень важно. Многие мамы, не выпускающие малышей из своих заботливых рук, с большим недоверием относятся и к первому учителю ребенка, пытаются проконтролировать каждый шаг первоклассника в новой жизни. Свыкнитесь с тем, что в жизни малыша будут и другие значимые для него взрослые.

Чтобы кроха привыкал к общению с другими взрослыми, постепенно приучайте его делать мелкие покупки в магазине в вашем присутствии или отвечать самостоятельно на вопросы взрослых в песочнице. Это не означает, что ребенку не нужно объяснять, чтобы он был осторожен с незнакомыми людьми.

Будь здоров!

Считается, что, когда ребенок попадает в коллектив, он непременно должен начать болеть. Дети, посещающие детский сад, проходят эту адаптацию в раннем возрасте, и к школе они уже более закалены. Разумно заботиться о здоровье ребенка, не только помещая его в группу детей. Закаливайте малыша, приучайте его делать зарядку, заниматься спортом, расширяйте «место его обитания». Если домашний ребенок будет посещать бассейн или каток, то он перенесет начало обучения в школе, контакт с определенным набором вирусов в детском коллективе гораздо легче. Если же малыш просидит до школы в четырех стенах, респираторные заболевания неизбежны.

Развитие и обучение

Если малыш не посещает садик, вся ответственность за его дошкольное образование ложится на родителей. Конечно, есть много садиков, где занятия очень ограниченны и не отвечают всем познавательным потребностям ребенка. Однако и малый набор: лепка, конструирование, рисование и начальные знания по математике, обучению грамоте, окружающему миру – гораздо лучше, чем ничего.

Можно водить ребенка и в школу раннего развития, а можно организовать занятия по этим общим предметам с малышом дома. Индивидуальные уроки принесут крохе даже больше пользы. Ему не нужно будет ждать, пока все дети усвоят тему, но можно остановиться подробнее на том, что тяжело дается. Сейчас есть много книг для родителей, методик и готовых тетрадей для обучения. Придерживайтесь их и импровизируйте. Основной акцент должен быть направлен не на получение знаний, а на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, логики, воображения), фонематического слуха и мелкой моторики.

Подготовиться заранее

Школа потребует от ребенка умения планировать свой день. Довольно трудно поменять безрежимное время игр и прогулок на уроки по расписанию, выполнение домашних заданий и подъем в семь утра. Не стоит с ранних лет воспитывать малыша в строгих спартанских условиях и армейском режи­ме, но придерживаться определенного распорядка дня все же необходимо.

интересное в сети