Это не едят!

Все, до чего малышу удается дотянуться, немедленно оказывается у него во рту? Край одеяльца, игрушки, собственный кулачок подвергаются тщательному исследованию, сопровождаемому громким чмоканьем. А это выражение сосредоточенного удовольствия на детской мордашке! Кусание и сосание – одни из первых способов познания предметного мира, а также источник приятных ощущений для маленького ребенка.
Попробовать на зуб

С самого рождения младенец сосет грудь или пьет из бутылочки, и эти действия не только дают ему возможность насыщаться, но и доставляют удовольствие, успокаивают, помогают заснуть. Рот для него в этот период – наиболее чувствительная область и к тому же поддается его контролю значительно лучше, чем ручки. Так что неудивительно, что активность малыша направлена в основном на то, чтобы попробовать на вкус абсолютно все, что привлекает его внимание.

В возрасте 4–6 месяцев, когда движения ребенка становятся более уверенными, ему наконец удается схватить желаемый предмет (погремушку, игрушку, даже тюбик с увлажняющим кремом) и с радостью засунуть себе в рот. Когда ребенок еще спокойно играет, лежа на животе или спине, эти попытки не доставляют особых хлопот, поскольку вы тщательно следите за тем, что окружает малыша, и сами производите отбор и «стерилизацию» предметов, которым суждено побывать у него во рту. Сложности возникнут, когда он начнет ползать и вставать на ноги. Отныне вам придется быть предельно бдительными и следить за тем, чтобы в поле досягаемости не оказались мелкие, острые или токсичные предметы: монеты, ручки, пилка для ногтей или пузырек с лекарством. Эта так называемая оральная фаза, когда рот становится основным источником познания и удовольствия, длится примерно до 1,5 года.

Но, конечно, зрение, слух, вкусовые ощущения и осязание включены в этот процесс и постепенно становятся все более значимыми источниками информации для малыша. По мере развития малыша значимость оральной области будет постепенно снижаться, ему станет гораздо интереснее играть и манипулировать предметами с помощью рук.

Ой, укусили!

В какой-то момент ребенок начинает кусаться и явно получает от этого удовольствие. Часто достается не только игрушкам, но и близким. Таким образом малыш может выражать как свою любовь к вам, буквально пытаясь вас «съесть», так и агрессию, если он чем-то недоволен. Не ругайте его: он пока не понимает, что может сделать вам больно. Но это не значит, что вы должны позволять себя кусать, если вам больно или неприятно.

Ко второму году жизни, когда появятся первые запреты и ограничения, говорите: «Нельзя кусаться. Мне больно». Не ждите, что кроха сразу начнет реагировать на ваш запрет.

Пройдет определенное время, прежде чем он научится контролировать свои порывы. Не забывайте, что желание кусаться совпадает с прорезыванием зубов: иногда, кусая, ребенок просто пытается успокоить десны. Купите прорезыватель для зубов, лучше несколько разных, чтобы не наскучили.

Все под контролем

Обычно первые предметы, которые оказываются во рту ребенка, – это игрушки. Проследите за тем, чтобы на них были необходимые отметки о безопасности. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и не содержать мелких деталей. Запретите старшим детям давать малышу свои игрушки без вашего разрешения, они могут быть слишком маленькими. Следите за тем, чтобы бусинки, пуговицы или детали конструктора старшего ребенка не лежали на виду. Это касается и съедобных «мелочей» – орехов, конфет, жвачки, которыми малыш может подавиться. Но не очень переживайте, если однажды в стуле вашего ребенка вы обнаружите бусинку или камешек. Такое случается – как правило, без каких-либо последствий для малыша.

Другой повод для волнений – чистота предметов, которые могут оказаться во рту малыша. Конечно, о гигиене стоит беспокоиться, но в разумных пределах: ребенок достаточно хорошо защищен, в его слюне есть необходимое количество обеззараживающих веществ, природа об этом позаботилась.

Правильная помощь

Если, несмотря на вашу бдительность, мелкий предмет застрял в горле ребенка, вызовите «скорую», в ожидании окажите малышу помощь.

  1. Сядьте и положите ребенка животом к себе на колени. Голова должна свешиваться с колен и наклоняться вперед, быть ниже, чем грудь, и придерживаться вашей рукой.
  2. Прямой ладонью сделайте пять хлопков по спине между лопатками. Если результата не будет, повторите.
  3. Осторожно удалите инородный предмет изо рта.
  4. Если этого недостаточно, положите ребенка на спину. Запрокиньте голову вниз, положив на одну из рук, и свободной рукой 4 раза нажмите на грудную кость (прямо под линией, соединяющей соски).

Внимание! Ни в коем случае не трясите ребенка за ноги!

Читать на эту тему:

интересное в сети