Гимнастика для гиперактивных малышей

Гиперактивные малыши похожи на моторчик, которому не нужна подзарядка: они все время бегают, скачут, прыгают. Однако даже такой неугасимый поток энергии можно направить в полезное русло. Наши упражнения подходят всем детям, но малышам в СДВГ они будут особенно полезны.

В последнее время мы все чаще встречаем детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнять указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Часто у родителей такие проявления  вызывают не просто беспокойство, но и злость. Но важно понимать, что все эти проблемы являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур и сам ребенок никак не может контролировать свое поведение. 

Золотые правила

Во-первых, родителям необходимо отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза. Во-вторых, в общении с гиперактивными детьми необходимо стараться соблюдать ряд правил, о которых должны знать родители и педагоги:

  • не "замечайте" мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
  • во время занятий такому ребенку лучше сидеть за первой партой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • в течение занятий давайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, помочь и т.п.;
  • хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца. 
Главные цели 

Учитывая особенности психического и физического развития детей с СДВГ, все игры и упражнения должны одновременно решать ряд задач:

  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие внимательности, наблюдательности и воображения;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
  • развитие координации движений и пр.
10 веселых упражнений

1. Зажигательная разминка

  • Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паравозики: "Ту-ту-у-у-у". 
  • "Заводят будильник". Сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения перед собой: "джик-джик-джик". 
  • Будильник зазвонил: "З-з-з". Мы его остановим- дети слегка ударяют ладошкой по голове. 
  • "Лепим" личико (проводим вместе с ребенком руками по краю лица), волосы (нажимаем подушечками пальцев на корни волос), брови, глазки, носики, ушки, подбородок (по аналогии).
  • "Рисуем носиком солнышко". Крутят головой, рисуют носиком лучики "жжик-жжик-жжик". 
  • Произносят хором: "Я хороший, добрый, красивый!", гладят себя по голове. 

2. Игра «Будь внимателен!»

Дети встают в круг. Ведущий берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно. Игра проводится в быстром темпе.  

3. Упражнение «Передай движение»

Дети стоят по кругу и по сигналу ведущего делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др. 

4. Игра «Самолеты»

Дети сидят на корточках далеко друг от друга как "самолеты на аэродроме". 

Ведущий говорит: "Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели!" 

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны. 

Через какое-то время ведущий говорит: "Полетели, полетели и сели". 

Дети садятся на корточки, ждут команды ведущего. Так делается несколько раз. В конце игры "самолеты прилетают к морю" - дети садятся на стулья или ложатся на ковер так, чтобы не задеть друг друга. 

5. Упражнение «Надоедливая муха»

Ведущий говорит: "Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас греет, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться возле глаз - поморгайте ими, перелетает с щеки на щеку - надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок - подвигайте челюстью и т.д."

6. Упражнение «Раз, два, три - говори!»

Дети сидят на стульчиках. Перед ними мольберт с листом плотной бумаги. Ведущий рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облачко, лодочку, камешек на берегу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Ведущий просит детей определить, какая новая деталь появилась на картинке, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: "Раз, два, три - говори!" Картина дополняется поочередно всеми детьми.   

7. Упражнение «Одно большое животное»

Дети и ведущий встают в круг и берутся за руки. 

Ведущий говорит: "Представьте себе, что мы - одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед - вдох, шаг назад - выдох". 

Упражнение повторяется 3 раза. 

8. Игра «Запретное движение»

Дети стоят полукругом напротив ведущего. Ведущий говорит: "Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного". 

Сначала ведущий показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их. 

Затем ведущий называет и показывает "запретное движение" (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения ведущего, кроме "запретного". 

9. Игра «Зоопарк»

Ведущий говорит: "Попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку как медведи, хлопну три раза - "превращайтесь" в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру". 

10. Упражнение «Насос и мяч»

Ребенок изображает мяч, ведущий (или другой ребенок) - насос. Выполняются движения в соответствии с полученной ролью:

"Мяч сдутый" - ребенок сидит на корточках. 

"Насос надувает мяч" - ведущий (другой ребенок) делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками "с-с-с...".

"Мяч становится все больше" - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. 

"Насос прекращает работу" - ведущий (другой ребенок) делает вид, что выдергивает шланг. 

"Мяч вновь сдувается" - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки. 

Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.

интересное в сети