Игровой элемент

Игры для малыша... не просто игры. Как утверждал швейцарский детский психолог Жан Пиаже, они не что иное, как сенсомоторное развитие. Играя, ребенок изучает мир вокруг себя, естественным путем включая в работу все познавательные и мыслительные процессы организма.

x

Для чего мы играем?

Ребенок может играть всюду – в кроватке, манеже, в детском стульчике. Малыш пробует на вкус все, что попадается ему под руку, внимательно слушает, как папа поет ему песенку, хохочет от удовольствия, когда сестра строит ему рожицы, и энергично раскачивается в коляске или прыгунках, часто падает, набивает себе «шишки», но при этом тренируется, учится, познает и запоминает. Чтобы удостовериться в пользе любой игры, можно попробовать определить, насколько в ней задействованы органы чувств. Конечно, не все одновременно. В таком раннем возрасте не рекомендуется давать малышу больше одной задачи. Есть мнение, что если 3-месячному крохе предложить сразу две разные игрушки, у него даже может возникнуть стресс от растерянности. Реагировать на несколько стимуляторов сразу он научится постепенно чуть позже, когда подрастет.

По стандартным нормативам в возрасте полутора лет малыш может выполнять поочередно две инструкции, в 2 года – четыре, а в 2 с половиной – уже больше 10.

Мимические игры

Принято считать, что новорожденный не особенно отчетливо видит то, что находится дальше 20 см от его лица. Обычно малыша привлекает свет и, конечно же, лицо мамы. Он также обращает внимание на лица всех, кто попадает в его поле зрения. Особенно кроху интересуют глаза того, кто с ним общается. При тесном контакте может возникнуть ощущение, что он будто проникает вовнутрь взгляда, куда-то в глубину мозга и так, подобно инопланетянину, пытается понять мысли обращенного к нему человека. Такой контакт, несомненно, очень ценен. Его необходимо поддерживать и развивать. Можно наклониться над малышом, расположить кроху у себя на коленях, поддерживая его спинку и голову в разных позах, уложить его на манер ирландских мам в одеяло между коленями, как в гамак.

Малыши чувствуют даже вибрацию воздуха , когда мама подходит, чтобы прикоснуться или взять его на руки.

При этом угол зрения рекомендуется плавно менять, например так: приближайте свое лицо, затем отдаляйте – влево, вправо. Чаще меняйте положение ребенка: он больше увидит и, следовательно, узнает об окружающем мире. Ведь малыш, который еще не умеет переворачиваться без вашей помощи, будет смотреть только в потолок и расширить свой кругозор не сможет.

Наблюдая за лицами окружающих, ребенок быстро усваивает богатство мимики и выражений. Вы можете попробовать нарисовать на листе бумаги схематичный портрет. Черно-белый контраст позволит малышу лучше разглядеть черты и сосредоточить на них внимание. Не расстраивайтесь, если ваш рисунок покажется вам некрасивым и несравнимым с полотнами Микел-анджело или Сальвадора Дали! Для малыша это совершенно неважно. Рисунок может быть очень простым. Даже обычные детские каракули вполне могут заинтересовать его, вызывая удивление и будя воображение.

Как с ним говорить

Используйте простые слова, объясняющие то, что вы делаете вместе с ребенком. Малышу необходима языковая практика, но при этом не стоит наводнять речь абстрактными понятиями, которые не несут смысла. Называйте все своими именами. Упрощать свою речь не надо. Например, не нужно называть лошадку «иго-го», а вместо «плохой» говорить «ка-ка». Ваш ребенок еще очень мал, поэтому выбирайте слова, которые будут ему понятны и относятся к тому, что он видит каждый день. Говорите короткими простыми предложениями. Не коверкайте слова! Если у вас появится такая привычка, отделаться от нее будет нелегко.

Все, что блестит

Кроху привлекает все блестящее, разноцветное и новое. Он любит разглядывать яркие игрушки, прикрепленные к его кроватке. Даже если они уже хорошо ему знакомы, он все равно снова и снова будет с интересом рассматривать их. Но время от времени малышу нужны сюрпризы. Для этого вы можете использовать предметы необычной формы, которые найдутся в доме. Показывайте крохе украшения для новогодней елки, ленты, двухцветную губку, фольгу, упаковочную ленту… Причем чем чаще будете менять объекты для наблюдения, тем больше удивите малыша. Для разнообразия можно использовать перья, листья, шерстяные нитки и прикреплять их так, чтобы он видел, но не смог дотянуться! Не забывайте: малыш пытается взять в рот все, что попадает к нему в руки, поэтому будьте внимательны!

Стимулируйте реакцию слежения глазами за движущимся предметом. Показывайте, например, бутылочку или любой другой объект, который привлечет внимание, а когда малыш поймает его взглядом, начните медленно перемещать вправо, влево, вверх, вниз – и так до тех пор, пока кроха не оторвет взгляд от предмета сам.

Когда ребенок научится переворачиваться и хватать предметы вне пределов досягаемости, можно перестать потакать каждому его желанию. Он сразу не может дотянуться до игрушки? Не подавайте ее каждый раз. Напротив, дайте возможность достать ее самому. Возможно, с первого раза у него не получится, но после нескольких попыток игрушка наконец окажется в ручках... или где-нибудь рядом.

Прежде чем взять малыша на руки, подождите, пока он напряжет спинку или потянется к вам. Так он не только будет тренировать свои движения, укрепляя мышцы, но и научится выражать просьбу.

Почаще меняйте положение малыша, ведь он не может пока переворачиваться сам, а все время лежать на спине или животе в одной позе вряд ли ему понравится. Чтобы видеть все, что происходит вокруг, он должен опереться на локти и поднять голову. Если нет такой возможности, может просто повернуть голову, развивая мышцы спины и шеи. В дальнейшем это поможет сохранять устойчивое положение сидя и ползая.

Вы также можете положить ребенка на живот у себя на коленях. Пусть его голова и руки немного свисают. Положите перед ним какие-нибудь предметы в пределах досягаемости. Это упражнение не даст малышу заскучать в долгие минуты ожидания – например, в приемной у врача.

Ручки и ножки

Вы можете закрепить на рукавах (на одном или обоих) погремушку – тогда каждое движение ручек будет сопровождаться звуком. Звук привлечет внимание, заставит посмотреть на источник и снова сделать движение. То же можно сделать и с носками.

Никогда не оставляйте ничего в руках малыша без присмотра.

Смастерите браслет из цветных пуговиц, закрепленных на нитке или ленте. Шум, который пуговицы будут производить, сталкиваясь, привлечет внимание крохи. Если он не может самостоятельно поднять ручки, уложите его на коленях лицом к себе и надевайте браслет то на правую, то на левую ручку. Не оставляйте ничего в руках ребенка без присмотра!

Предложите малышу небольшие, удобные для захвата игрушки: они должны быть легкими и адаптированными к форме его крошечных ладошек.

Наш словарик

Вестибулярный аппарат
Находящийся в области сред-него уха вестибулярный аппарат отвечает за равновесие и информирует нас о нашем расположении в пространстве. Благодаря ему, находясь в полной темноте, мы можем определить, как наклоняем голову или поворачиваемся набок. При укачивании грудничка происходит стимуляция именно вестибулярного аппарата, а вовсе не убаюкивание, как обычно принято считать. В более старшем возрасте этой же цели послужат кувыркание в траве и катание на качелях и каруселях.

Проприоцепция
Глубокая чувствительность, которая заранее подсказывает нам, какая сила и амплитуда движения потребуется для выполнения того или иного физического действия. Координация движений человека напрямую зависит от того, как он оценил задачу визуально. Так, толчком открывая тяжелую дверь, мы прикладываем одни усилия, а смахивая со стола крошку хлеба – другие, намного меньшие. Благодаря проприоцепции, мы можем правильно рассчитать энергию и не тратить силы зря или, наоборот, посильнее напрячь мышцы, когда поставленная задача этого требует .

Подвижная игрушка
О ковриках и покрывалах

Обратите внимание на поверхности, на которые вы укладываете малыша. Для совсем маленького подойдет небольшой специальный коврик. Огромным успехом у детей будет пользоваться блестящее и шуршащее покрывало. Предлжите ему упаковочную пленку с воздушными пузырьками – она привлекает внимание и удивляет всех малышей.

Прикрепите на подвижную ленту, закрепленную на перилах кроватки, клубок ниток. Положите его в руку ребенка, и вы увидите: любое перемещение вызовет ответное движение на ленте. Понемногу маленький поймет, что сам является причиной движений у него над головой, и захочет проверить реакцию, повторяя те же самые манипуляции и придумывая новые. Одна из любимых игр – ударять ножкой в подвешенные погремушки, особенно если удар производит шум. Повесьте над кроваткой игрушки, которые будут производить звук, сталкиваясь между собой. Это могут быть морские ракушки, пластмассовые коробочки, заполненные чем-нибудь гремящим, что найдется под рукой, бубенчики и погремушки. Так ребенок будет экспериментировать и совершать движения на свой вкус, а не только те, которые инициируются родителями.

Для определения состояния развития сенсорных реакций с 1-го месяца жизни малыша врачи обращают внимание на реакцию слухового и зрительного сосредоточения: то, как ребенок замечает игрушку, ловит ее взглядом, изучает, следит глазами за ее перемещением (например, вправо-влево). А также как он реагирует на звук: прислушивается, слегка поворачивает голову. Дети младше одного месяца при громких звуках могут вздрагивать или смыкать веки: это нормально!

Перед глазами крохи на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7–10 см в различных направлениях. После исчезновения игрушки из поля зрения ребенок должен продолжать прослеживать ту траекторию, по которой игрушка перемещалась, а когда игрушка вернется в поле зрения, взгляд крохи должен вернуться в ту точку, в которой она появляется.

Врачи, предлагая погремушку малышу 4 месяцев, оценивают, насколько быстро и точно он ее захватывает, как двигаются его пальчики при этом, как долго он ее держит, как ею манипулирует. Захватить игрушку малыш должен в течение минуты, а играть ею он будет в среднем минуты 2–3.

Вторую погремушку стоит предлагать малышу не раньше 8 месяцев. Сначала это делают со стороны свободной руки, а затем уже со стороны занятой.

Малыши старше 10 месяцев должны уметь делать так называемые обходные движения: после того как малыш заинтересовался погремушкой, уберите ее, не прекращая греметь. Так повторите несколько раз. В идеале ребенок должен достать спрятанную игрушку.

Смотреть и слушать

Выбирайте для малыша легкие, удобные для захвата погремушки.

При общении старайтесь, чтобы ребенок сосредотачивал на вас взгляд. Попытайтесь завладеть его вниманием. Сначала встаньте прямо перед его личиком, затем начинайте немного перемещаться. Поощряйте малыша улыбкой, возгласом, если у него получается контакт с вами.

Затем встаньте за крохой, чтобы ему пришлось повернуть голову для того, чтобы увидеть вас. В какой-то момент ребенка начнут интересовать другие голоса и звуки: лай собаки, хлопанье дверью. Реагируя на незнакомые звуки, ребенок прерывает свое занятие и внимательно прислушивается. Постарайтесь показать крохе их источник. Так ему будет легче понять, что именно он слышит. Комментируйте каждый звук: «Это телефон», «Послушай, как едет грузовик», а потом усложняйте задачу: «Где котенок?». Постепенно ребенок запоминает получаемую информацию, начинает понимать значение не только определенных звуков, но и слов, особенно тех, которые регулярно слышит, узнает свое имя и уменьшительное нежное прозвище, с которыми вы к нему обычно обращаетесь.

интересное в сети