Ребенок-исследователь или мучитель?

Многие родители приходят в ужас, когда видят, с каким задором кроха давит башмачком муравья. И большинству трудно поверить, что злого умысла тут нет.

Для начала нужно разобраться с ключевыми понятиями. Жестокость – это намеренное причинение вреда, и на нее малыш в 3−4 года никак не способен: он не понимает, что делает букашке больно. Если он и причиняет ей страдания, то точно ненамеренно. Однако это вовсе не означает, что чаду нужно позволять творить безобразия. Провести разъяснительную работу крайне необходимо, ведь только с вашей помощью малыш поймет, что так делать нельзя. Не менее важно разобраться, что пробудило в ребенке такую «страсть».

Юные натуралисты

Дети очень часто проявляют к насекомым сугубо исследовательский интерес. Они хотят увидеть, что находится внутри у жука, и стремятся «разобрать» его на детали, так же как машинку или куклу. И никакого злого умысла в этом искать не нужно. Малыш не «губит все живое», а просто думает, что жук устроен не так, как мы, и ему не бывает больно. Другой мотив, которым может руководствоваться ребенок, − разобраться в вопросах жизни и смерти. Впервые над этими понятиями малыш задумывается в 4−5 лет, пусть пока на своем уровне. Осознать их кроха может только в игровой форме, а для этого ему требуется наглядный пример. И так уж получилось, что на роль подопытных дети чаще всего выбирают именно насекомых. Когда ребенок прихлопывает ладонью муху, он проверяет, сможет она после этого оправиться и полететь или нет.

Скрытые мотивы
Бывает, что ребенок проявляет «жестокость», когда ощущает себя жестоким и злым. Такие чувства он может испытывать, если родители постоянно твердят ему об этом. Малышом может овладеть желание «оправдать» слова взрослых.

Иногда дети заводят столь неприятное «хобби» исключительно за компанию, например, если им очень хочется быть как все. Кстати, подобное поведение чаще свойственно робким и застенчивым малышам, ведь они в большей степени ощущают свою беспомощность. Таких детей надо учить быть смелыми и уверенными в себе.

Хотя некоторые дети ведут себя с насекомыми бесцеремонно совсем по другим причинам. Например, таким образом малыши могут демонстрировать свою силу и власть. Обычно эту потребность испытывает ребенок, у которого очень строгие или авторитарные родители. Чувствуя постоянный прессинг со стороны взрослых, он стремится доступным для себя способом «выпус-тить пар». Насекомые попадают под его горячую руку потому, что не могут дать сдачи. Получается, что ребенок неосознанно копирует модель поведения родителей и начинает угнетать тех, кто оказывается слабее. Заметив такую взаимосвязь, взрослым следует изменить свое отношение к малышу, стать терпеливее, начать интересоваться его мнением и дать ему возможность чаще проявлять инициативу.

Если, несмотря на все увещевания и запреты, ребенок продолжает мучить букашек, следует обратиться к психологу. Возможно, у такой навязчивой идеи существуют более глубокие основания и малыш нуждается в помощи специалиста.

Впрочем, дело не всегда в родителях. Возможно, к крохе плохо относятся его сверстники: насмехаются над ним, издеваются или не принимают в свои игры. Но и в этом случае ребенок будет испытывать психологическое насилие и захочет вести себя аналогичным образом с теми, кто слабее его, чтобы самоутвердиться.

Ответная реакция

При любом сценарии родителям следует вести себя одинаково: не нужно драматизировать ситуацию и кричать, что кроха поступает жестоко и что он злой и бессердечный. Понять, в чем его вина, малыш все равно не сможет. Лучше рассказать ему, что букашка живая и ей тоже может быть больно.

интересное в сети