Как дети учатся играть?

Играя, ребенок не только получает удовольствие, погружаясь в воображение, но также учится перерабатывает свой опыт, упражняется в выражении эмоций. А родителям нужно понять важность этих моментов и уважать «правила игры» детей…
Сначала один, потом вдвоем

До возраста 18 месяцев игра малыша состоит в основном из манипуляций, цель которых – изучение свойств предметов. Дети пока его не слишком интересуют, игрушки и действия с ними – на первом месте. Вы даете ему грузовик? Он его осматривает, открывает и крутит все, что можно, катает, прислушиваясь к шороху колес. Это плюшевый мишка? Ребенок его кусает, кидает на пол, гладит, обнимает... Множество раз повторяя одни и те же манипуляции, он кое-что поймет об устройстве объектов своего интереса. Постепенно он научится действовать более ловко и умело, сохраняя в памяти множество тактильных и зрительных впечатлений, устанавливая связи между ними.

С 18 месяцев до 3 лет малыш становится общительным. Он может играть рядом с маленьким приятелем. И пока его сосед играет с ним бок о бок, не пытаясь завладеть его «сокровищами», между ними царит гармония. Они наблюдают друг за другом, рассматривают – так устанавливаются и поддерживаются отношения «на расстоянии». Один положил свою машину в ведро? Другой покажет, что понял, о чем речь, сделав так же. Но если нет ни ведра, ни машинки для подражания, тогда что? Ребенок попытается завладеть игрушками друга, и тогда будет «драма»! Но ничего не поделаешь, подражание в этом возрасте – важное средство взаимопонимания и общения. Взрослые часто истолковывают подобные действия как проявления зависти и соперничества – что ж, и этому есть место в детских играх.

Дети подражают, чтобы найти контакт с другим, стать подобным ему. Им трудно уловить разницу между собой и маленьким приятелем, он скорее стремится обнаружить сходство. У малышей даже небольшая разница в возрасте усложняет взаимодействие. Способы общения уже разные, способности к пониманию и толкованию не совпадают. Малыш 18 месяцев, пытающийся подражать «большому», 2,5 лет, не понимает используемого кода. Например, он будет пытаться отнять у него игрушку, а не взять другие, доступные ему. Сложности в играх будут и у неговорящего ребенка, играющего со старшими, уже способными общаться с помощью речи.

Девочки и мальчики
Мальчики предпочитают игры с конструктором, используют движущиеся игрушки и со всей страстью предаются битвам и войнам. Главная функция игры состоит в возможности сравнить себя с другими и оценить. Мир мальчиков конкурентный и построен на постоянных состязаниях.
Девочки предпочитают тренировочные игры (классики, резинка, прыгалки и т. д.) и ролевые игры. Они склонны уделять больше внимания личным отношениям. Девочки раньше мальчиков проявляют интерес к играм с правилами. Они, как правило, держатся подальше от мальчиков, потому что те не соответствуют их ожиданиям и отличаются шумным и грубоватым поведением. Маленькой девочке проще играть в Барби или в магазин с другой малышкой, чем с мальчиком, который разломает куклу на части и закинет ее на другой конец комнаты.

Психологи опросили детей в возрасте от 3 до 5 лет на предмет, почему они любят или не любят того или иного ребенка. Для каждого из них друг – это тот, кто является своеобразным «зеркалом», кто похож на них и любит играть в те же игры. Агрессивность, нарушение правил или слишком бурные проявления воспринимаются как препятствия для дружбы. В этот период  принадлежащие ребенку вещи, выбор игр и прочие сходства сближают ребенка с другими детьми. Здесь только один девиз: «Рыбак рыбака видит издалека».

Дети постарше лояльнее относятся к инаковости других, но все-таки довольно консервативны.

Ролевые игры помогают ребенку глубоко усвоить социальные нормы и правила (роль родителей, учительницы и т. д.). Ребенок может  кормить куклу, отвечать на телефонный звонок и т. д. Кукла вела себя плохо? Она заслуживает наказания. Она написала в штанишки? Ее отругают. Через игру ребенок дает знать, что запрет был понят. Но присмотритесь внимательно: может, вы были слишком строги? А вот если летает детская посуда и бьются грузовики, здесь выплескивается естественная агрессивность ребенка, а возможно, его недовольство и неудовлетворенность чем-либо.  

Рекомендация: выбирайте настольные игры, специально предназначенные для возраста ребенка и его способностей. Выбирая игры для более старшего возраста с намерением опередить естественное развитие, вы рискуете забросить игру на шкаф, а ребенок при этом будет чувствовать себя проигравшим, потому что у него не получается.
Усложненный вариант

С 3 до 6 лет ребенок все лучше играет с другими и вовлекает их в свои затеи. Как все мы уже знаем, это очень важно для общения. Малыш с легкостью придумывает сценарий и наделяет символическим смыслом предметы: «Давай я принцесса, а ты – жаба. Из палки мы сделаем меч, из метлы – лошадь». Этот период известен играми в папу и маму, в доктора, в продавца. Ребенок все лучше и лучше формулирует то, что уже знает, проверяет и обогащает информацию о социальных ролях.

Возраст уважения к правилам

Сложные игры не предназначены для детей младше 3–4 лет, так как ребенок должен понимать правила, запомнить их и следовать им. Только к 6 годам ребенок может оценить различные ситуации и стратегии, выбрать ответ, заранее придумать решение, чтобы иметь шанс на победу. Он довольно быстро устает от соблюдения правил и с трудом переносит строгие рамки, особенно если проигрывает. Ему часто хочется поменять правила из-за невозможности сосредоточиться и быть последовательным.

интересное в сети