Кукла – ключ к двери во взрослую жизнь

Розовощекий пупс – точная копия новорожденного младенца, фарфоровая голубоглазая красотка в кружевном платье, длинноногая блондинка в мини-юбке – в жизни каждой девочки эти игрушки занимают особое, почетное место. Ведь кукла – это ключ к двери, ведущей во взрослую жизнь.

Все начинается с куклы-младенца, которую нянчит ваша совсем еще крохотная дочурка: укладывает спать, катает в коляске, кормит из бутылочки. Затем кукла становится для девочки главной хранительницей секретов, утешительницей, подругой и даже сестрой. Спустя некоторое время фавориткой окажется кукла-красавица, длинноногая модель с множеством нарядов, аксессуаров, домом, автомобилем, собачкой, кошечкой и даже бойфрендом. Одна кукла теснит другую, уступая через некоторое время место следующей. Каждая девочка создает свою кукольную историю, отдавая предпочтение этой игрушке начиная с шести месяцев вплоть до семи-восьми лет.

Вечные ценности: Куклы существовали во все времена и во всех цивилизациях. От тряпичной куколки до эффектной длинноногой красотки-блондинки – все эти игрушки позволяют маленьким детям выражать свои чувства и развивать творческое воображение.

Пожалуй, сегодня можно найти кукол на любой вкус и возраст. По тому, какую куклу предпочитает сейчас ваша малышка, по той роли, которую она ей отводит, вы сможете больше узнать об интересах и потребностях дочурки. Растроганно наблюдая за детской игрой, мы, взрослые, наверняка вспомним и о своей любимой кукле, которая долгое время была нашим лучшим другом. Такое «погружение» в собственное детство подарит нам радость и особую эмоциональную близость с ребенком. Кстати, куклы, доставшиеся от мамы или бабушки, займут особое место в кукольном мирке девочки. Кукла – универсальная игрушка, существующая уже на протяжении многих веков. Разумеется, она видоизменялась, но при этом никогда не меняла своей основной задачи – быть Alter ego, вторым «я» своей маленькой хозяйки.

Первые игры

Для малыша младше года хороша тряпичная кукла из нежного, бархатистого материала. Ее тельце мягкое и легкое, что позволяет маленькому без труда манипулировать ею. Он может сжимать ее в ручках, трясти, покусывать. Устойчивая ко всем экспериментам, яркая, с круглым, улыбающимся лицом, она чаще других игрушек привлекает внимание и интерес ребенка.

В возрасте около восьми месяцев в жизни ребенка появляется игра-имитация. Малыш укачивает куклу, накрывает одеяльцем, подносит к ее рту ложечку. Но такая игра еще не вполне осмысленна, у ребенка пока нет конкретного представления об игре и ее продуманного плана. Она проста и бессюжетна. Повторяя с куклой все те действия, которые обычно совершают с ним, когда его укладывают спать, кормят или купают, ребенок начинает лучше осознавать себя, он как бы видит себя со стороны. Играя, ребенок копирует модель поведения, свойственную его маме в отношениях с ним. Но действия малыша несколько механические, и куклу он пока не одушевляет.

Доченька моя: Что может быть интересней для маленькой девочки, чем на время превратиться в маму, нянчащую крохотную дочурку. И таким образом «примерить на себя» такую увлекательную, на детский взгляд, взрослую жизнь.

В этом возрасте дети любят одевать и раздевать кукол. Их очень привлекает возня с одеждой, поэтому в игрушечном арсенале ребенка должна появиться кукла с некоторым количеством легко снимаемых вещей. Раздевание, конечно, дается значительно легче. А затем юный стилист, сосредоточенно сопя, пытается натянуть одежки, порой путаясь в их назначении. Так что, как правило, без помощи взрослых здесь не обойтись.

«Как мама»

Примерно до трех лет мальчики могут играть в куклы наравне с девочками, получая от этого массу удовольствия. Вопреки бытующему мнению эти игры не отклоняют их поло-ролевую идентификацию, поэтому не стоит ограничивать игрушечный репертуар мальчика одними машинками. Девочки же в игре в куклы примеряют на себя роли как будущей мамы, так и будущей женщины, со всеми атрибутами женственности.

«Нет, Катя, так делать нельзя, посмотри, ты вся испачкалась, кушай аккуратней», – трехлетняя Даша вовсю занята воспитанием своей куклы. Брови нахмурены, кулачки уперты в бока. Девочка грозно провозглашает: «Какая же ты непослушная, вечно все делаешь без спроса!» Затем выражение лица меняется, и она нежно басит: «А теперь иди к папе». Через игру маленькая девочка идентифицируется с мамой, копируя и усваивая присущие женщинам черты. Поэтому не удивляйтесь, однажды услышав: «Доченька, ложись спать, дай-ка я потрогаю твой лоб. Ой, ты очень горячая, ты заболела и не пойдешь завтра в детский сад». Дочь повторяет ваши слова, произнесенные некоторое время назад. Примеряя на себя роль мамы, она не только получает социальные навыки, но и отчасти компенсирует свое зависимое от взрослых положение, утверждая свое превосходство над куклой-дочкой.

Ее секреты

Играя, ребенок выражает свои чувства, свои, порой скрытые от глаз взрослых, потребности, свое отношение к той или иной жизненной ситуации. Именно поэтому куклы могут использоваться в терапии и как детектор неблагополучия (следует насторожиться, если девочка совсем не играет в куклы), и как средство, с помощью которого ребенок может поведать о своих сложностях. Появление в семье еще одного ребенка, ссора родителей, сложности в общении с другими детьми – кукла поможет ребенку рассказать о том. как он переживает эти ситуации и насколько с ними справляется. А также может стать утешительницей и хранителем секретов. Именно поэтому куклы привлекают не только девочек, но и мальчиков. Но если для девочек кукла — еще и предмет для освоения роли женщины, то для мальчика — только игрушка-конфидент. Поэтому на практике мальчики прекращают играть в куклы годам к пяти.

Сладкие грезы

Немного позднее в жизнь девочки войдут куклы-манекенщицы, длинноногие красотки с идеальной фигурой и роскошными волосами. Такие куклы позволяют идентифицироваться не столько с материнским, сколько с женским началом. После трех лет маленькие принцессы хотят обращать на себя внимание, вызывать восхищение, учатся кокетничать и уже вовсю озабочены своим гардеробом. Девочки придумывают своим куклам наряды, прически и макияж, готовя их к приходу гостей или поездке на бал. Они примеряют на кукол разные профессии и занятия: врача, учительницы, певицы. Посредством игры воплощаются самые заветные мечты, девочка воображает себя участницей прекрасной, легкой и беззаботной жизни, которую ведут улыбчивые, одетые и причесанные по последней моде красавицы куклы.

Но мало-помалу девочки расстаются со своими любимицами, убирают их в коробки или отдают младшим сестрам. Но однажды они станут мамами, прежние чувства возродятся и будут с любовью преподнесены дочерям.

Куклы всякие нужны

Какую же все-таки куклу выбрать для своей малышки? Ответ прост: позвольте ребенку сделать свободный выбор, соответствующий его потребностям. Кукла выполняет свои многочисленные функции, всегда оставаясь на вершине хит-парада игрушек для девочек, независимо от дизайна.

До одного года надо предложить тряпичную куклу, небольшого размера, яркую, с улыбающимся лицом. Она должна быть мягкой и легкой, чтобы ребенку было удобно удерживать ее в ручках.

Около двух лет - кукла-младенец, которую можно мыть, с подвижными конечностями и легко снимающейся одеждой. Она прекрасно подойдет не только для игр, но и для купания в ванной.

В три года будет уместна кукла, выглядящая как настоящая девочка, с расчесывающимися волосами и богатым гардеробом.

К четырем годам ваша маленькая принцесса с удовольствием будет играть с великолепной куклой-моделью.

После пяти лет - забавная тряпичная кукла, с модным подростковым гардеробом и массой аксессуаров.

Примета времени: девочка без куклы
Большие и маленькие, разных возрастов и профессий, с гардеробами одежды, домами и маленькими собачками. От кукольных отделов в магазине просто глаз невозможно оторвать… мамам, бабушкам и воспитателям детских садов. А вот маленькие девочки все чаще проходят мимо, даже не взглянув на все это великолепие. Как, разве куклы больше не их любимые игрушки? Читать далее

интересное в сети