Примета времени: девочка без куклы

Большие и маленькие, разных возрастов и профессий, с гардеробами одежды, домами и маленькими собачками. От кукольных отделов в магазине просто глаз невозможно оторвать… мамам, бабушкам и воспитателям детских садов. А вот маленькие девочки все чаще проходят мимо, даже не взглянув на все это великолепие. Как, разве куклы больше не их любимые игрушки?

У некоторых девочек кукол и сейчас много. Но это чаще потому, что их дарят, или потому, что они остались с маминого детства. У Кати дома – самая настоящая коллекция из кукол разных стран и времен. Бабушка, которой это собрание досталась по наследству, раз в месяц открывает стеклянный шкаф, достает каждый экземпляр и делает все необходимые для лучшей сохранности кукол процедуры. И удивляется, что даже в эти моменты внучка не проявляет никакой заинтересованности. «Когда я была маленькой, мы с подругами часами могли рассматривать каждую куклу, и были безмерно счастливы, если мама давала нам их подержать. И обычных кукол я тоже очень любила – их покупка всегда была праздником! Для моей дочки кукольный шкаф тоже являлся настоящей сокровищницей. Она давала куклам имена, придумывала с ними разные истории. А вот внучка с куклами почти не играет и к тем, которые стоят в шкафу, тоже относится равнодушно. Из всех ее ровесниц только одна девочка – внучка моей двоюродной сестры – заинтересовалась коллекцией. Правда, как-то странно: «Раньше делали лица из фарфора? Но разве это разрешено? Это же ненадежно и небезопасно. Дети могли пораниться! Моя мама всегда смотрит сертификат качества, когда покупает мне игрушки. А у этих кукол был сертификат?». Ни восторга по поводу платьев, ни вопросов о том, как завиты локоны, ни хлопанья в ладоши «Ой, глаза как будто настоящие». Раньше все девочки вели себя именно так. Не понятно, почему вдруг сейчас отношение к куклам изменилось».

Новые ценности

Самая очевидная причина того, что интерес к традиционным игрушкам понемногу затухает в том, что их – игрушек – стало гораздо больше. Девочки не мечтают о кукле с пшеничными волосами, которая умеет говорить «ма-ма», не просят сшить маленькое одеяло и подушечку, чтобы укладывать ее спать, или теплую курточку, чтобы водить на улицу зимой, не придумывают, из чего соорудить обстановку для кукольных спален. Все это (и гораздо больше!) можно купить. Можно приобрести маму, папу и детей вместе с домом, в котором будет и мебель, и посуда, и холодильник с продуктами. Такое многообразие призвано вызывать интерес у детей, но в реальности оно его только снижает. Когда совершенно ничего не надо придумывать, любая деятельность становится скучной.

В то же время появилось множество игр и развлечений более динамичных и ярких. Это тоже причина того, что традиционные игрушки отходят на второй план. Разве интересно будет девочке пеленать обыкновенную куклу, когда она только что собственными руками создала на экране целую семью, устроила им свадьбу, рождение детей и отдых на море? Компьютерные технологии становятся обычной частью жизни, тогда как предметно-действенные игры занимают в ней все меньше времени.

Но есть еще одна причина, и она не такая явная. Взрослые сами часто не приветствуют традиционные игры, и за словами «моя дочка совсем в куклы не играет» угадывается в большей степени удовлетворенность, чем обеспокоенность. Отсутствие интереса к куклам считается признаком того, что ребенок развит не по годам, или того, что он имеет необычный склад мышления. «Вот ваша девочка как девочка: одевает куклу, катает ее в коляске, а моя игнорирует все нормальные игры. Ей постоянно нужно что-то новое, необычное», – часто можно услышать на детской площадке. И, выбирая игрушки в магазине, мамы, восхитившись кукольными домами, чаще всего говорят: «Нет, нам нужно что-то развивающее». Идеальное воспитание ребенка сейчас предполагает получение им обширных знаний и умений в самых разных областях. А что может дать обычная кукла?

Сегодня куклы сами «виноваты» в своей непопулярности: они заселили пространство магазинов и игровых комнат так плотно, что перестали быть для девочек настоящей ценностью и самым желанным подарком.
Кукла Маша, не плачь!

«Я рано начала работать в детском саду, и еще застала то время, когда девочки приходили в группу с куклами. Сейчас почти никто так не делает. Да и в игровой комнате куклы находятся больше для интерьера – редко кто-то берет их в руки, не говоря уж о том, чтобы одевать, кормить, пеленать. У нас очень много разных занятий – детям скучно не бывает. Но ведь игра с куклами очень полезна: она формирует материнское поведение, представления о роли женщины, соответствующие душевные качества. Сейчас, когда дети рисуют себя в будущем, рисунки почти не отличаются у мальчиков и девочек: все в машинах, или за письменным столом, или рядом с красивым домом. Почти никто не «видит» себя за руку с детьми, а ведь еще лет десять назад такие рисунки встречались очень часто. Конечно, девочки хотят быть мамами, но эта мечта уже далеко не на первом месте». Елена, воспитатель, мама Лизы и Оли

Девочки всегда наделяют кукол человеческими качествами, переносят на них свои ощущения и переживания, благодаря чему общение с игрушкой приносит огромную пользу.

Конечно, нельзя говорить, что значимые женские качества можно приобрести только через игру с куклами. Это все равно, что утверждать: хорошая жена обязательно должна уметь прясть, вязать и вышивать бисером. Все изменения в мире взаимосвязаны, все они корректируются основными человеческими инстинктами и стремлениями. Тем не менее, на представления ребенка о мире, на его внутреннее состояние игры все-таки оказывают влияние. И надо признать, что компьютерные и интерактивные игрушки не могут заменить обычную куклу. Она дает ощущение стабильности и постоянства.

Родителям часто кажется, что чем больше у ребенка впечатлений и новых открытий, тем лучше. Но это не так. Потребность в новизне и яркости должна быть ограничена, ведь излишнее количество сменяющих друг друга чувств приводит к нарушениям психо-эмоционального фона. Дети становятся более тревожными, не могут ждать, тяжелее переживают неудачи. Традиционные игры фокусируют внимание на ограниченном количестве предметов, проходят с минимальной сменой эмоций. Кроме того, кукла была и остается психологической поддержкой для ребенка в ситуации стресса. Плюс к этому кукла дарит тактильные ощущения: возможность потрогать, обнять, погладить. Так что не стоит думать, что игра с куклой – пустая трата времени для детей, которым нечем заняться. Пусть куклы уже не так популярны, но они все равно должны быть.

По любым правилам

«Как-то несколько лет назад, собираясь в гости, я решила купить внучке куклу. Выбрала самую большую и красивую. Приезжаю, вручаю коробку, а она: «Спасибо, бабушка, но я хотела не такую. Мне нужна только одна голова – у всех подружек есть такие кукольные головы». Я была просто в шоке. Что это за безобразие?! Как нормальные родители позволяют играть девочкам такими игрушками? Звоню подруге, рассказываю. А она подтверждает: да, сейчас есть кукольные манекены, которые крепятся к столу, и девочки могут делать им укладку, макияж. Пошла в магазин, купила голову… Внучка была счастлива. Сейчас я вижу, что мои опасения не оправдались: и Оленька, и все ее подружки растут хорошими добрыми девочками». Татьяна Николаевна, бабушка Оли

Мы, взрослые, часто доходим до крайностей, стремясь обеспечить детям безопасность и комфорт: излишне контролируем, даем советы, неоправданно ограничиваем. Мы сами решаем, как играть полезно, а как нет, и делаем это не всегда справедливо. Причем игр с куклами это касается в большей степени, ведь поведение в подобных играх неосознанно проецируется нами на социальную сферу. Возможно, это еще одна причина того, что девочки кукол разлюбили. Не очень приятно находиться под таким пристальным контролем: «Почему-то она всегда говорит за «кукольного» папу, а подружка – за маму. Это значит, что роль мужчины в игре ей больше нравится? Надо сказать, чтобы менялись, а то мало ли чего…», «По телевизору сказали, что твоя Барби – вредная игрушка, так что больше не проси купить». В играх с куклами, в выборе кукол нам стоит больше доверять детям. Да, все, что они делают, исходит из неких потребностей. Но изменить это, внося только лишь поправки в игру, не удастся. Конечно, нужно быть внимательными к проявлениям жестокости, к поведению, не свойственному обычным ситуациям. Но не стоит реагировать на это как цензор: «Так, что это за разговоры? Так грубо разговариваешь в игре – так же будешь и в жизни?». Уж скорее, все наоборот – ребенок разговаривает с куклами грубо потому, что постоянно слышит такую речь в своем окружении. Так что, если вам не нравится игра – пока что-то менять в реальной жизни.

Кстати, и куклу Барби психологи оправдали. Оказалось, что, не смотря на особенности своей фигуры, она портит представления о нормальной внешности не у всех девочек, а только лишь у тех, чьи мамы постоянно сидят на диете, взвешиваются по нескольку раз в день и беспрестанно смотрят в зеркало. Девочки из семей, где в почете здоровый образ жизни и спорт, видят в Барби просто красивую куклу, подружку, которую интересно наряжать, а совсем не образец для подражания.

интересное в сети