Маленький разбойник

Родители сталкиваются с массой педагогических задач и проблем уже буквально через год после рождения малыша, когда ребенок начинает ходить, говорить, активно контактировать с окружающим миром. У каждого действия есть своя причина, выявив которую можно решить проблему.
А это что такое?

Никита – очень подвижный и резвый ребенок. Стоит оставить его в комнате без присмотра на десять минут, как он перевернет все верх дном, залезет в ящики, вытащит содержимое и распотрошит коробки. И сколько я ему ни твержу, что шкафы и ящики трогать нельзя, он каждый раз делает одно и то же!» (Екатерина, мама Никиты 1 год 8 месяцев)

Комментарий специалиста: Дети любопытны от природы, они с энтузиазмом исследуют окружающее пространство и таким образом развиваются. При этом ребенку еще неведомы многие опасности, он не способен выстраивать логические цепочки, только учится устанавливать причинно-следственную связь. Поэтому задача родителей – обеспечить ребенку безопасную, но развивающую среду.

Если вы боитесь, что малыш найдет в ящиках мелкие предметы, уберите их на высокие полки, куда он не доберется, поставьте специальные замочки на шкафы и ящики. Лекарства, моющие средства, иголки-нитки и другие «недетские» вещи спрячьте в надежное место. На плиту установите защитный экран, чтобы кроха не обжег руки, а на острые углы мебели наденьте силиконовые накладки.
Но не запирайте все шкафы, оставьте парочку для маленького исследователя, ведь малышу интересно понять механизм действия «закрывания-открывания» дверей, это важно для его развития. Постарайтесь создать в доме такую благоприятную среду для ребенка, чтобы вам не пришлось то и дело бегать с возгласами: «Не трогай!», «Осторожно!», «Положи на место!».

Я иду искать

Ежедневные сборы на прогулку превращаются в муку. Как только приближается время выхода на улицу, Надя прячется от меня по всей квартире, а потом отказывается одеваться. Самое парадоксальное то, что она любит гулять! И когда я, устав от возни, говорю, что «мы никуда не пойдем», дочка устраивает истерику». (Анна, мама Нади 2 года 2 месяца)

Комментарий специалиста: Дети – большие консерваторы. Стоит малышу однажды сыграть в прятки перед прогулкой, как это превращается для него в традицию. Разрушить стереотип поведения, сложившийся в сознании ребенка, крайне трудно, а винить малыша в этом – несправедливо. К тому же в пятиминутной игре в прятки нет ничего дурного и сложного, просто маме нужно умело распределять время, грамотно выстраивать график дня. Одеваться в спешке – тоже неразумно, ребенок может запыхаться, вспотеть и, выйдя на улицу, простудиться.

Не следует ругать кроху, если он высказывает свое несогласие, задача мамы − научиться добиваться нужного поведения ребенка убеждением или смекалкой. Например, вместо того чтобы уговаривать ребенка одеться, стоит поставить карапуза перед конкретным выбором: «Что ты хочешь надеть: вельветовые брюки или джинсы?» В данной ситуации вопрос о том, нужно ли одеваться, – не обсуждается! Но при этом ребенку предоставляется определенный выбор. В этом возрасте детям еще не приходит в голову альтернативный вариант: «Я вообще ничего не надену», поэтому ребенок выбирает из предложенного. С одной стороны, малыш будет удовлетворен, что с ним советуются, а с другой – процесс одевания-обувания пройдет спокойно.

Братья меньшие

До года моя Катерина не замечала домашнего кота, а в последние месяцы не дает бедняге проходу: постоянно таскает его за уши и хвост. Кот на удивление терпеливо переносит детские «пытки», но мне бы хотелось донести до дочери, что нужно осторожно обращаться с животными». (Елизавета, мама Кати 1 год 3 месяца)

Комментарий специалиста: В этом возрасте малыши еще не понимают, что их действия могут причинить кому-то боль или неудобство. Дети пытаются общаться, ориентируясь на взрослых. Малыш видит, что родители гладят животных, ласково треплют по холке, и, подражая взрослым, дети пытаются делать то же самое. Но поскольку плохо контролируют свои движения, ненароком вместо ласкового поглаживания или дружеского похлопывания могут сильно ударить или дернуть за хвост. Важно показывать малышу, как правильно вести себя с домашними питомцами, и объяснять, что животные тоже испытывают боль.
С возрастом к малышу придет и сочувствие, и жалость, и страх обидеть. Но здесь, безусловно, большую роль играет пример родителей, насколько они жалостливы и внимательны к окружающим, в том числе животным.

Поймай меня, если сможешь

Дети подруг опасаются отходить далеко от мамы. А мой Егор может вырвать руку и бежать без оглядки, не боясь потеряться или попасть под машину. Это повторяется регулярно, несмотря на то что я серьезно наказываю сына за такие проделки!» (Марина, мама Егора 2 года 1 месяц).

Комментарий специалиста: То, что мамы порой принимают за непослушание, ребенок вполне может считать игрой. Малыш убегает от взрослых, весело хохоча, не осознавая, что вызывает лишь ответный гнев. Ребенок желает развеселить маму, и негативная реакция с ее стороны – жестокая несправедливость. Разумеется, малышу следует объяснять, что опасно бегать без присмотра, но не ждите, что ребенок сразу все усвоит. Не беспокойтесь, со временем у ребенка появится страх потеряться, и кроха будет стараться держаться поближе к родителям.
Но пока малыш уверен, что находится под полной защитой матери, и не понимает подстерегающих его опасностей. В данном случае бессмысленно и непедагогично наказывать ребенка за непонимание, лучше переключить внимание на другую игру.

Съедобное – несъедобное

Раньше трапеза проходила спокойно. Теперь же сразу же после еды Саша выбрасывает на пол тарелку или выливает на стол остатки пищи и водит в лужице ложкой». (Мария, мама Саши 1 год 9 месяцев)

Комментарий специалиста: Ребенок познает мир через игру. И вполне естественно, что любой предмет, будь то бытовой прибор, одежда или пища, становится для него объектом изучения и игры. Бросание на пол тарелки – тоже игра, и при этом весьма познавательная, ведь малыш таким образом узнает о «законе всемирного тяготения». Конечно, нужно приучать кроху к тому, что с едой баловаться не следует, но тогда обязательно предложите ребенку альтернативу, например игрушку или мячик. Демонстрируйте, как пользоваться теми или иными предметами, и обязательно поясняйте, что данной вещью играть можно, а другой – нельзя.
Постепенно малыш разберется и начнет использовать предметы по прямому назначению.

Тихий час

Женя – спокойный и уравновешенный малыш. Но изредка с ним случаются необъяснимые истерические приступы. Это может произойти на детской площадке, если кто-то его сильно обидел, или когда мы долго ходим по магазинам. Никакие увещевания или наказания не действуют. Однажды Женя впал в такое состояние, что его начало тошнить от крика и плача». (Валентина, мама Жени 3 года)

Комментарий специалиста: Детская психика очень неустойчива и уязвима, постоянное перенапряжение может грозить серьезными последствиями. Режим очень важен для ребенка. Дети плохо себя чувствуют во временном хаосе, им нужен четкий распорядок. Потому важно соблюдать режим дня: в одно и то же время кормить, гулять, заниматься. И обязательно вовремя ложиться спать, ведь детские истерики нередко связаны с обыкновенной усталостью. Малыш как бы говорит: «Я утомился, хочу отдохнуть!», но, поскольку еще не способен понимать и вербализировать свои потребности, выражает их таким способом.
Важно соблюдать детский график, не перегружать малыша занятиями и новыми впечатлениями, которые сильно утомляют детей. Если с утра вы ходили в гости или зоопарк, вечером лучше воздержаться от длительной прогулки или похода по магазинам. А если истерики случаются с ребенком регулярно, стоит проконсультироваться с детским неврологом и психологом.

интересное в сети