Маленькая личность

У доктора Сьюза, американского писателя, в его замечательной книге «Сказки про слона Хортона» есть мудрая фраза, которую мы нередко забываем в общении с детьми: «Пусть личность не больше, чем глаз муравья, но личность есть личность! Так думаю я». Как часто мы примеряем эти слова на себя и как редко – на собственное чадо! Особенно когда малыш ведет себя «неадекватно и неприлично». Нам проще одернуть ребенка, чем попытаться разобраться в странностях карапуза. А вникнуть в смысл «странных» детских поступков стоит.
Накорми меня, бабуля!

Наверное, каждая мама сталкивалась с «объявлениями голодовки», когда чадо напрочь отказывается есть, отворачиваясь от ложки с супом или вовсе сбрасывая со стола тарелку с пищей. Обычно такие «кулинарные битвы» разыгрываются в 1,5−2 года. Причина в том, что ребенок вдруг… осознает свою индивидуальность. Малыш неожиданно открывает, что может выбирать, высказываться, выражать собственное мнение. Конечно, это происходит на примитивном уровне, и все же ребенок начинает отделять себя от родителей. Но пока поле, где малыш может отстоять позицию и почувствовать «могущество слова», слишком узко. Здесь многое зависит от реакции родителей. Когда мама чрезмерно тревожится, что сын или дочь ни в какую не хотят есть мясо или пить молоко, она пытается силой или уговорами «впихнуть» хотя бы ложечку. В итоге ребенок оказывает мощное противодействие. Он хочет быть услышанным, доказать право на желания (или нежелания). В результате каждая трапеза превращается в многочасовые баталии: мама кричит, бабушка причитает, а ребенок бегает по всей квартире с криками протеста.

Однако волнения по поводу недоедания чада обычно излишни: на самом деле детям требуется не так много пищи, чтобы утолить голод. Поэтому разумнее проявить гибкость: «Не хочешь обедать – отлично. Но тогда конфеты будут только после ужина. Если захочешь перекусить, можешь выпить йогурт и съесть яблоко». Когда малыш увидит, что никто «не стоит над душой», не уговаривает, он поймет: доказывать нечего. В будущем всегда старайтесь предлагать ребенку разумный выбор, ограниченный рамками. Например, перед приготовлением завтрака спросите: «Что ты будешь: омлет или вареное яйцо?» С одной стороны, малыш примет самостоятельное решение, с другой – какой бы вариант ни выбрал ребенок, вас устроят оба ответа.

Заезженная пластинка?

Вселенная сказок и книжных историй – удивительный и необъятный мир, благодаря которому ребенок усваивает нравственные ценности, пополняет словарный запас и расширяет кругозор. Чем раньше родители познакомят малыша с книгой, тем лучше – это знает каждая мама. Но нередко долгожданные вечера с книжкой превращаются для родителей в скучнейшее занятие. «Я купила сыну десяток новых книг, красочных и оригинальных, но он каждый вечер умоляет читать ему «Мойдодыра»! Вновь и вновь! Я уже на-изусть выучила стихи!» − с тоскливой досадой сетует Наталья, мама 2-летнего Гоши. Разумеется, непросто на протяжении нескольких дней (а порой – недель) читать одну и ту же книгу. Но дети усваивают услышанные сказки частями, постепенно, поэтому необходимо регулярное повторение. К тому же, помня наперед, что случится с Колобком, ребенок учится анализировать, связывать прошедшее, настоящее и будущее, делать выводы. Когда же малыш наконец поймет и запомнит весь текст, он переключится на другую книгу.

И не волнуйтесь: любовь к «повторению пройденного» у малыша исчезнет к 4−5 годам!

Любое проявление плохого поведения ребенка чем-то объясняется. Чтобы решить проблему, нужно постараться понять причину возникновения конфликта. А для этого встать на позицию ребенка.
Мощный бросок

У большинства детей довольно рано просыпается чувство юмора. Еще незрелое, порой непонятное взрослым. Достаточно скорчить рожицу, чтобы малыш расхохотался. Ну а уж если вы поскользнетесь и упадете на дороге, веселью и вовсе не будет конца. Некоторые малыши хотят и сами забавлять публику: кривляются, дурачатся или даже… швыряются предметами. Действительно смешно: заходишь в комнату, а тебе навстречу летит кубик или неваляшка. В восприятии маленьких детей любое нестандартное действие – яркий, веселый поступок. Поэтому, когда ребенок начинает кидаться игрушками, он хочет вызвать восторг, улыбки, заслужить похвалу, а получает нарекания и наказание. Разумеется, не нужно поощрять такие выходки, но следует спокойно объяснить крохе, что он мог поранить окружающих. И непременно учите ребенка привлекать внимание другими способами: рассказывать стишки, исполнять песни, танцевать. Найдите позитивное применение желанию выделиться. И подумайте, не мало ли времени вы уделяете ребенку? Подобные поступки могут свидетельствовать о нехватке внимания со стороны родителей.

Поворот на 180 градусов

Прогулка на детской площадке – выход «в свет» для малыша, пространство которого ограничено тесным мирком родных и близких. На площадке, в песочнице родители нередко с удивлением обнаруживают, насколько меняется поведение ребенка, когда он попадает в детский коллектив. Выявляются новые черты, слабые и сильные стороны характера малыша, почти незаметные в семейном кругу. Нередко мамы бывают поражены: шумные, шаловливые и общительные дети вдруг становятся робкими и тихими.

«Дома Миша болтает не замолкая, − рассказывает Татьяна, мама 3-летнего Миши. − Любит шумные, подвижные игры, по вечерам обожает побороться, играючи с мужем. В семье у нас царят веселье, шутки, смех, часто бывают гости, соседи, друзья. С близкими Миша контактирует без стеснения. Но увидев незнакомца, даже малыша-ровесника, сразу зажимается. У песочницы подолгу стоит неподвижно, молча наблюдая за другими детьми, застенчиво улыбаясь и не решаясь заговорить».

Как только вы перестанете переживать по поводу того, что малыш плохо ест, и откажетесь от  привычки уговаривать его съесть еще ложечку, его аппетит улучшится.

Родители теряются. Маме невдомек: откуда берется застенчивость? Особенно если дома свободная, легкая атмосфера. Однако ребенок может быть несколько стеснительным от природы, раскрываясь лишь в привычной, дружественной обстановке. К тому же в определенном возрасте, около 1−1,5 года, дети разделяют окружающих на «своих» и «чужих». «Чужаков» малыши боятся, стесняются, могут прятать лицо, не отвечать на вопросы, рычать или хмуриться в ответ. Детям нужно время для адаптации к новому человеку, и сроки индивидуальны: один ребенок привыкнет к незнакомцу через час, а другому потребуется не одна встреча. С возрастом подобный страх пройдет, а задача мамы − помочь малышу, научить правильно знакомиться, морально «подготовить» к встрече с новыми людьми.

Для этого можно читать сказки о дружбе, знакомстве, проигрывать сценки с куклами и, разумеется, на собственном примере демонстрировать крохе доброжелательность и общительность: заговаривать с другими родителями и детьми на площадке, завязывать знакомства, поддерживать беседу. Если мама заметит, что на каком-то празднике или в гостях ребенок стесняется, боится подойти к детям, не нужно уговаривать, корить или стыдить малыша. Стоит подвести его к детской компании, спросить имена детей, громко произнести имя ребенка и затеять совместную игру. И даже если малыш заупрямится и останется стоять в сторонке, наблюдая за происходящим, он будет впитывать навыки общения, учиться заводить разговор – и спустя некоторое время сам захочет познакомиться и поиграть.

интересное в сети