Ой, забыл: как развивать память у дошкольника

Память – важный для обучения и развития познавательный процесс. И если в этой области есть нарушения, то тревога родителей вполне понятна. Только важно разобраться, в чем именно проблема, тогда помочь ребенку можно своевременно и легко.
«Другие дети в этом возрасте…»

Годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает. Действительно, память – важный показатель готовности к школе. Однако ее недостаточное развитие в пять-шесть лет еще не говорит о том, что все школьные годы ребенок будет отставать от сверстников и что у него будут трудности в учебе. Вполне возможно, что развитием памяти у ребенка просто никто не занимался.

«Когда родился первый ребенок, я была увлечена идеей естественного воспитания. Без садика, без всяких логопедов-психологов, без компьютеров и телевизоров. Мы переехали на дачу, жили там круглый год, дети целыми днями играли на улице, и я радовалась тому, что мы в таком единении с природой. А когда вернулись в город – идти в школу, на консультации нам сказали, что ребенок отстает от всех детей в своей возрастной группе. Для меня это было удивительно – всегда считала, что развитие должно идти само по себе. Спасибо учительнице – она стала заниматься дополнительно. За полгода ликвидировали все пробелы. Похоже, перегнула я с естественным воспитанием».

С одной стороны, память действительно развивается сама – в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 4−6 лет меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться – особенно если ребенок не ходит в садик, где такие занятия – часть программы.

Домашние уроки по развитию памяти должны быть интересными для детей. Например, разыгрывание сценок, или чтение стихов по ролям, или игры. И будет лучше, если сам ребенок не будет знать, для чего вы это делаете.

Обсуждать при ребенке проблемы памяти, ваши опасения не стоит. Также не стоит давать оценки, напоминать, что вы следите за результатом. Это будет только поводом для тревоги, а не стимулом улучшить свою память.

«Мой ребенок помнит все, что не надо»

Пожалуй, все родители сталкивались с ситуацией, демонстрирующей особенности памяти произвольной и непроизвольной. Какую-нибудь шутку или явно не детский стишок – просто на лету, что называется, ребенок схватывает. А вот слова песни про осень выучить не может. Причина такой избирательности – разное отношение к запоминаемому. В первом случае мотивация возникла сама собой: такие необычные слова, и все окружающие, услышав, сначала засмеялись – конечно, надо повторить. Во втором о мотиве должны были позаботиться взрослые. Особенно если слов много или они трудные для запоминания. Создать мотив нетрудно, главное – он должен иметь позитивную окраску.

«Нам всегда тяжело учить стихи к утренникам. Не любит дочка это занятие. И уговаривать приходится, и обещать подарок за выступление. Свекровь, увидев однажды, как мы занимаемся, сказала: «Нет, это не дело. Давай-ка ее ко мне на выходные. Моя подруга придет. Она сорок лет в садике проработала. Медведя может заставить поэму выучить». Я согласилась. Жалею до сих пор. Дочь стишок выучила, но на утреннике ее стало тошнить, и, конечно, на сцену ее не выпустили. А теперь она вообще отказывается в чем-либо участвовать. И не запоминает ничего».

Дети по-разному реагируют на мотивы угрозы. Есть те, кому можно сказать: «Не справишься − никуда с нами не поедешь» (правда, это не значит, что такой способ убеждения должен быть ведущим: он формирует ориентацию на избегание неудач, а не на достижения). Но есть и такие, кого столь жесткий мотив дезорганизует совсем – вызывает страх.

То же касается и сверхсильной мотивации. Ребенок не боится, а, наоборот, слишком сильно хочет сделать все, как сказали. «Мы придем всей семьей, мы будем тебя фотографировать. Ты уж нас не подведи – там целый зал народу будет». Всем процессам памяти: запоминанию, сохранению, воспроизведению – такая мотивация мешает. И забыванию (а это также процесс памяти) тоже. На выступлении половину забыл, половину перепутал, зато потом эта речь годами из головы не выходит. Слово в слово.

Это что, возрастное?

Многие взрослые полагают, что, чем старше ребенок, тем хуже у него память. «Лера в три года могла пересказывать целые рассказы – с точностью до слова. И с той же интонацией, и с теми же паузами. Все говорили, что это – необычный ребенок. Мы, признаться, тоже ждали от нее проявления способностей. В школу раннего развития отдали – с двумя языками, с занятиями логикой и литературой, с музыкой. Но нет, сейчас никаких особых способностей не видно. И запоминает ровно столько, сколько скажут».

Конечно, в возрасте 6 лет говорить о том, что ухудшения памяти – следствие возраста, совершенно неправильно. И память, и внимание, и мышление, наоборот, активно развиваются. Ослаблять познавательные способности могут внешние неблагоприятные условия. Например, излишние нагрузки. Какими бы интересными и увлекательными ни были занятия, их тоже может быть слишком много. У детей бывают состояния, похожие на СХУ (синдром хронической усталости), когда и интерес к происходящему теряется, и способности ослабевают. Ухудшение памяти может быть следствием психической травмы. Причем не сразу, а в отдаленном периоде, когда, казалось бы, все неблагоприятные события уже остались в прошлом.

Такие же изменения бывают, если ребенок постоянно подвергается стрессам – пусть и не особенно сильным. Например, живет в условиях конфликтов взрослых или часто меняет место жительства. Конечно, имеет значение и общее состояние здоровья. Трудности с запоминанием могут быть при неврологических заболеваниях, болезнях ухо-горло-носа, любых нарушениях, сопровождающихся болями. В этих случаях, конечно, стоит начать лечение основной проблемы − и память сразу улучшится.

Игры и упражнения для развития памяти

Найди, что изменилось.
Положите перед ребенком 5–6 игрушек, попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами (1–2), ребенок должен найти и положить на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.

Клубок.
Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребенок продолжает: «Я положу брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.

Визуализация.
Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка.

Пары слов.
Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом, через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30–40 минут еще раз говорите одно слово из пары – ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.

Повторяй за мной. Взрослый становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.

Кто больше?
«Что бывает синего цвета?» − говорите вы, и ребенок должен назвать 3–5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: «Что бывает только круглое?» Можно играть всей семьей.

интересное в сети