Поговори со мною, мама

Интеллектуальное развитие малыша тесно связано с овладением речью. Чтобы этот процесс доставлял ребенку удовольствие и поощрял его двигаться дальше, нужно все правильно организовать. И здесь очень многое зависит от родителей.

Развитие речи у малыша происходит в несколько этапов. Значимые изменения происходят примерно каждые полгода, и важно не упустить возможность помочь крохе развиваться, простимулировать его движение вперед и стремление овладеть новыми знаниями и умениями. Так что буквально с первого дня жизни своего ребенка родители должны включиться в активную работу, в том числе и по формированию у него умения красиво и правильно говорить.

Красноречивый плач

Как только новорожденный сделал первых вдох и закричал, начинается период младенческих криков. Он длится в среднем до 2 месяцев. В этом возрасте малыш общается с окружающими при помощи плача. Таким образом грудничок сообщает о том, что голоден, хочет пить, лежит в неудобном положении, пора сменить подгузник и т.д.

Старайтесь чаще подходить к крохе и не оставлять его в одиночестве на долгое время. Когда меняете подгузники или кормите ребенка, спокойно и ласково проговаривайте то, что вы делаете. Например: «Ты плачешь, хочешь кушать, но я уже рядом, тебе будет хорошо, тебе не из-за чего больше переживать…» Ближе к 2 месяцам крик малыша меняется в зависимости от его желаний. С помощью плача ребенок делает первые попытки к общению, и родители должны научиться понимать, чего требует маленький человечек и озвучивать его «просьбы».

В этом возрасте у малыша начинает развиваться мелкая моторика кисти и пальцев, он пробует удерживать разные предметы, чаще всего – погремушку. Протягивая ее карапузу, не молчите, а протяжно, нараспев скажите: «Н-н-наа, возьми-и-и». Если хотите, чтобы кроха что-то вам отдал, попробуйте словами побудить его к действию, произнеся: «Дай мне…». Приучайте кроху к плавным движениям, разговаривайте с ним спокойно, не повышая голоса. В ответ у карапуза будет снижаться интенсивность его криков. Старайтесь таким образом наладить пусть маленький, но диалог, и хотя ответ пока будет бессловесным, зато эмоции – всегда положительными.

Выстраиваем диалог

В начале 2-го или 3-го месяца начинается этап гуления. Ребенок произносит певучие, наиболее простые для артикуляции гласные звуки – такие, как «о», «у», «а», «э». Чуть позже к ним присоединяются согласные – «г», «м», «б», «к», «х». Гуление развивает слуховую память и мышцы артикуляционного аппарата – гортани, языка, мягкого и твердого нёба, губ. Одновременно ребенок учится различать, с какой интонацией сказано слово. Разговаривать с крохой надо ласково и тихим голосом, ведь гуление – это всегда выражение удовольствия, знак того, что малыш выспался, сыт и здоров. Если много и часто разговаривать с ним в этом возрасте, в ответ карапуз постарается воспроизвести услышанные звуки, и так постепенно вы наладите подражательный диалог. Во время «разговора» вы должны хорошо слышать и друг друга, и произносимые вслух комбинации звуков, так что постарайтесь устранить посторонние шумы – выключите радио, телевизор.

В этом же возрасте младенец развивает и другие способности, которые пригодятся ему для общения. Он начинает поворачивать голову на источник звуков и рассматривает его, следит взглядом за движущейся игрушкой, улыбается при виде мамы, приветствует ее активными движениями ручек и ножек. Играя с крохой, прячьте игрушки, потом находите их и обязательно комментируйте происходящее: «Самолетик поднимается вверх, летит над кроваткой, приземляется рядом с тобой…»; «Куда спряталась погремушка? Я ее сейчас буду искать. Под подушкой нет, под одеялом нет, где же она? Да вот же она – спряталась под нашим малышом!» Произносите слова нараспев, протягивая гласные звуки как можно дольше, усиленно артикулируйте губами, ведь малыш уже внимательно следит за выражением маминого лица. Чаще приближайте свое лицо к лицу младенца и разговаривайте, потом плавно отдаляйте лицо, прячьтесь за кроватку и снова появляйтесь. Главное – не делать резких движений, чтобы ребенок не испугался.

Лицом к лицу

В 5–6 месяцев начинается младенческий лепет: малыш, комбинируя гласные и согласные, произносит такие слоги, как «ба», «дя», «ма», «га», вслушивается в звуки, которые его окружают. Всматриваясь в лицо разговаривающего с ним взрослого, следя за движением его губ, кроха пытается подражать и таким образом учится управлять своим артикуляционным аппаратом. Общаясь, он старается подражать интонации собеседника, ритму и темпу его речи. Сейчас самое время читать крохе стихи, потешки и пестушки – в них есть четкий ритмический рисунок, который очень важен для формирования правильной речи. Каждую проговоренную строчку можно при этом показывать на себе или на ребенке.

В 7 месяцев малыш уже произносит лепетные слоги – «дя-дя», «ба-ба» и связывает их с определенными людьми. Он уже использует звуки целенаправленно, чтобы привлечь к себе внимание и поэкспериментировать со своими голосовыми связками и языком. Услышав лепетные слоги, старайтесь их подхватить, договорить и продемонстрировать предмет, который они обозначают: говоря «ба – барабан», покажите на барабан и т.д. Важно очень четко произносить слова, при этом делайте акцент на первом слоге, который произнес карапуз.

Обращайте внимание малыша на свою артикуляцию. Поднесите пальчики ребенка к вашему лицу, дайте ему ощупать ваши надутые щеки. Широко откройте рот и тут же его закройте. Позвольте крохе ощупать ваши напряженные или расслабленные губы. Полезно также попеременно давать трогать свои щеки и губы и тут же ручками малыша прикасаться к его щечкам и губкам.

Так как в этом возрасте у детей устанавливается связь между предметом и его названием, стимулируйте у ребенка поиск предметов или членов семьи. Почаще показывайте и называйте игрушки и тут же просите показать, где они находятся. Задавайте вопрос четко и так же четко на него отвечайте, не перегружая свою речь словами: «Где кошка?» – «Вот она!», «Где бабушка?» – «Вот она!». Для крохи сейчас главным является зрительное восприятие, поэтому, когда ходите по комнате и рассказываете о том, что в ней находится, обязательно берите в руки предмет, заинтересовавший карапуза, или дотрагивайтесь до него, проговаривая: «Давай посмотрим, что стоит на полочке. Это веер, он синий, я помашу им – и появится ветерок». Показывая ребенку игрушечных животных, обращайте его внимание на то, как мяукает кошка, чирикает воробей или фырчит ежик.

Развитие речи тесно связано с активностью рук. Полезны пальчиковые игры, игры с крупами, конструкторами, рисование пальчиковыми красками.
Первые слова

В 10–12 месяцев дети начинают произносить слова, в которых повторяется один и тот же слог: «баба», «мама», «папа», «дядя». Часто вместо целого слова они говорят только один ударный слог: например, «бабушка» заменяют «ба», а кашу могут назвать «ка». В этом случае рекомендуется привлечь внимание ребенка к себе и, дотрагиваясь до своих губ или показывая на них, произнести слово полностью. Чаще выделяйте в своей речи ударный слог: «Смотри, какую вкУсную и твою любИмую кАшу я тебе приготОвила. Давай постАвим ее на стОл и начнем кУшать». Старайтесь, чтобы ваша речь не была монотонной. Малыш гласные звуки «опознает» быстрее, чем согласные, так что чем сильнее вы будете акцентировать гласные и пропевать слова, тем лучше и быстрее кроха начнет их воспроизводить.

Не стоит зацикливаться на сроках формирования тех или иных речевых навыков. Каждый ребенок развивается в собственном темпе, этот процесс очень индивидуальный. Но если малыш молчит, а его сверстники болтают вовсю, на всякий случай можно проконсультироваться с неврологом и логопедом и проверить слух у отоларинголога. Стоит иметь в виду, что обычно девочки начинают говорить раньше – в 11–12 месяцев, а мальчики – после года.

После 1 года, когда малыш начинает ходить, он активно передвигается по комнате, исследует новые места, берет в руки все, что кажется ему интересным. На этом этапе полезно коротко рассказывать о заинтересовавшем кроху предмете. Например, ребенок схватил ленточку. Не торопитесь ее отбирать, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было смотреть карапузу прямо в глаза, дотроньтесь до ленточки или возьмите ее и при помощи простых предложений расскажите, что такое и для чего нужно. Ведь ребенку важно получить ответ на главный для него вопрос: для чего это нужно? Так что не ленитесь и наглядно демонстрировать предназначение тех или иных вещей. Например, ваш спич о ленточке может быть примерно таким: «Ты взял ленточку, эта ленточка розовая. Давай завяжем ее на медведе и сделаем бантик. Посмотри, какой бантик. Он теперь находится на шее – у кого? У медведя».

Рассказы необходимо подкреплять тактильными ощущениями. Если ребенка заинтересует яркая коробочка на столе, обязательно возьмите ее, откройте вместе с малышом, покажите, что в нее можно положить или спрятать. Когда кроха проявит интерес к кисточке, продемонстрируйте, что этим предметом можно нарисовать, например, солнышко. Свои действия сопровождайте краткими пояснениями.

В этом возрасте дети часто пользуются звукоподражанием, называя собаку «ав-ав», часы – «тик-так» и т.д. Взрослые не должны идти у них на поводу и общаться с ребенком при помощи этих звукоподражаний. Нужно всегда называть слово целиком и правильно. Когда малыш, показывая на игрушечную собаку произносит «ав-ав», взрослый должен сказать: «Это собака, она маленькая (большая). Как собака гавкает? Ав-ав – собака гавкает». В этот момент возьмите игрушку и сымитируйте лай собаки, чтобы закрепить в сознании ребенка, что «ав-ав» - это звуки, которые воспроизводит собака.

Пополнение лексики

К 1,5 года ребенок уже может четко сознательно произносить гласные и некоторые согласные – такие, как «б», «п», «м», «к», «г», «н», «д», «т». Если у малыша они плохо получаются, рекомендуется стимулировать произношение. Например, в случае со звуком «б» поиграйте с ним перед зеркалом, сильно открывая и закрывая рот, затем сожмите губы и позовите бабушку или озвучьте, как падает только что построенная из кубиков пирамидка: «Бах!» Можно пальцами слегка сблизить и разжать губы ребенка, произнося при этом «б».

Чтобы простимулировать произношение «г», подойдут песенки про гусей; звук «ф» можно тренировать, подражая фырчанию ежика.

После 1,5 года у ребенка активно пополняется запас слов, появляются первые предложения. Обычно они состоят из 2–3 слов, выражающих требования малыша. В этот период крохе важно видеть лицо собеседника, наблюдать за движениями губ, как та или иная эмоция отражается на лице говорящего с ним взрослого. По этой причине во время разговора с малышом располагайтесь всегда так, чтобы он мог хорошо видеть ваше лицо.

Старайтесь стимулировать речь ребенка, обязательно задавайте ему вопросы и ждите, когда он ответит. Делайте вид, что не понимаете свое чадо, даже если видите, как малыш показывает на нужную ему игрушку, задавайте вопросы: «Я тебя не понимаю. Ты, наверное, хочешь яблоко? А может быть, вазочку? Точно! Тебе нужен карандаш!» В ответ карапуз должен произнести нужное словосочетание или хотя бы слово. Он должен понять, что по взмаху руки ему ничего не принесут, он обязательно должен сказать, что ему нужно.

Эпоха почемучек

В 2 года крохе легко даются слова с открытым слогом, заканчивающиеся на гласный звук – вата, Катя, пена. В более сложных словах, состоящих из 3 слогов, он делает ошибки или сокращает слово – вместо «бегемот» говорит «бемот», вместо «велосипед» – «атипед». Особо трудно даются ему слова, где два согласных звука стоят рядом – «конфета», «комната». В них обычно один из согласных просто пропускается и получается «комата», «кофета». Это закономерно, но чтобы подобное произношение не закрепилось, полезно прививать ребенку чувство ритма, отстукивать сложные слова по слогам, пропевать ритмичные песенки.

В 2–2,5 года предлагайте малышу больше картинок, на которых запечатлено какое-либо действие: дети поют, змея ползет, медведи едут и т.д. Рекомендуется также развивать фонематический слух. В разные коробочки положите бусинки, гвоздики, пластмассовые предметы, бумажные шарики. Предложите ребенку определить, какая из них звонче гремит и рассортировать их по степени звонкости-глухости.

В 3 года речь усложняется, в ней появляются формы единственного и множественного числа, прилагательные и союзы. Стимулируйте кроху говорит фразами, состоящими из 5–6 слов. Чтобы ему было, с кого брать пример, отвечайте на его просьбы распространенными предложениями. Например, когда ребенок просит: «Я хочу рисовать», скажите: «Ты хочешь рисовать? Это хорошо. Мне нравится, когда ты рисуешь. Что ты хочешь сегодня нарисовать?»

В этом возрасте дети активно задают вопросы: «Где?», «Почему?», «Зачем?», «Что это?». Это признак того, что языковые навыки растут и малыш начинает понимать, что одни вещи и явления взаимосвязаны с другими. Никогда не отмахивайтесь от ответов. Внимательно слушайте ребенка, даже если он повторяет одно слово или вопрос 10 раз подряд. Не перебивайте и не одергивайте, когда он пытается что-то сказать.

Играйте, предугадывайте вопросы маленького почемучки. Например, знакомя его с оттенками цветов, спросите: «Почему малиновый цвет называют малиновым, а вишневый – вишневым? Морковный цвет – это какой?», «Гриб называется лисичкой, как ты думаешь, почему?» Рассуждайте вместе с малышом, вместе с ним ищите ответы на вопросы ребенка в справочниках и энциклопедиях.

Старайтесь четко и понятно называть предлоги, можно даже сделать секундные паузы между ним и словом: «Давай мы положим карандаш в (пауза) коробку». Чтобы обогатить речь ребенка прилагательными и глаголами, читая карапузу книгу, обращайте внимание на героев: «Емеля, он какой – добрый или злой? Ленивый или трудолюбивый?» Очень полезно иметь дома игры-ассоциации, которые помогут ребенку классифицировать слова по назначению или общему признаку: диван – телевизор, машина – колесо. Играя, объясняйте связь между предметами: «У машины есть колеса, а что еще у нее есть?» Чем длиннее будет ассоциативная цепочка, тем лучше.

В 3 года уже можно тренировать перед зеркалом органы артикуляционного аппарата. Цокать язычком, как лошадка, широко открывать и закрывать рот, учиться складывать язык в трубочку, чистить кончиком языка зубы с внутренней стороны, сильно улыбаться, показывая зубки, и т.д. Чтобы добиться правильного дыхания, задувайте с ребенком свечки, играйте с малышом на столе в футбол, загоняя ватку в ворота, надувайте мыльные пузыри.

Чтобы развивать силу мышц губ, давайте малышам чаще пить с помощью соломинки или трубочки, причем не только воду, но и густой кисель или даже пюре. Вытянуть кисель из трубочки сложнее, поэтому поощряйте ребенка, предлагайте ему посоревноваться в этом умении с папой или бабушкой.

Личный пример

Дети овладевают новыми навыками, подражая окружающим их людям. То же самое касается и овладения речевыми навыками. В этом процессе очень важен пример взрослых.

Родители должны следить за своей речью и употреблять родной язык в как можно большей полноте. Чем богаче будет ваша речь прилагательными и наречиями, тем лучше. Можно и нужно говорить сложные слова, употреблять в речи причастные и деепричастные обороты, придаточные предложения. Не волнуйтесь: если ребенок вас не поймет, то обязательно переспросит. И это будет лишний повод поговорить на заданную тему, объяснить значение непонятного слова и заодно потренироваться в его произношении. Главное – показать богатство родного языка и наглядно продемонстрировать возможность высказать на нем разнообразные оттенки смыслов.

Важно учесть и еще один момент. В разговоре с малышом всегда нужно произносить слова медленнее и четче, а между фразами – делать паузу. Какую речь по качеству малыш будет слышать дома, такую и усвоит.

Как можно чаще разговаривайте с детьми. Обязательно болтайте перед сном, интересуйтесь, что произошло интересного в детском саду, на прогулке, чем занимались в течение дня. По дороге в детский сад или магазин можно учить новые слова. Так постепенно обогатится словарный запас малыша, а он выучит новые выражения.
интересное в сети