Развитие ребенка на третьем году жизни: закрепить пройденное

Физические возможности малыша, отметившего второй день рождения, уже довольно велики: он уже сумеет вскарабкаться на высокую горку, сыграть с папой в мяч, самостоятельно надеть штаны и ботинки. Что еще под силу детям этого возраста и какие навыки сейчас стоит развивать?
24‒28 месяцев

На третьем году жизни дети растут уже не так быстро, как в первые два года, и в их физическом развитии не происходит прежних колоссальных достижений, подобных умению сидеть или ходить. Отныне и впредь задача малыша ‒ совершенствовать приобретенные навыки. И он мастерски справляется с этой задачей: чудеса ловкости и гибкости, которые демонстрирует двухлетний ребенок, смогут повторить немногие родители. Координация уже позволяет ему подпрыгнуть вверх на обеих ногах и даже удержаться на одной ноге ‒ правда, пока не больше секунды. Он уже уверенно поднимается по лестнице без поддержки взрослого, но пока приставным шагом.

СОВЕТ. Ходьба по лестнице ‒ замечательное упражнение для укрепления мышц ног и развития координации. Старайтесь пореже поднимать кроху на руках и не поддерживайте его ‒ пусть он «покоряет вершину» самостоятельно, а вы просто будьте рядом. Постепенно удлиняйте маршрут, прибавляя по одной ступеньке.

Двухлетний малыш отлично видит и мелкие камешки под ногами, и птичку в небе. Его зрительная система уже достаточно окрепла и научилась приспосабливаться к разным ситуациям. Ребенок умеет определять расстояние на глаз и чувствует разницу между «далеко» и «близко». Теперь, заметив маму за окном, кроха понимает, скоро ли она придет.

СОВЕТ. Малыш по-новому воспринимает картинки в книгах, фотографии, рисунки. Он хорошо запоминает то, что видит в книжке, и переносит «бумажный» образ в обычную жизнь. Например, он радостно кричит: «Папа!», увидев на фотографии отца. Это умение можно использовать, предлагая малышу находить соответствия картинкам среди окружающих предметов или ‒ усложняя ‒ сравнивать их по размеру, цвету, форме.

Тяга к разрушению

Двухлетний малыш стремится почувствовать свою власть над предметным миром, а для этого раз за разом проверяет его на прочность. Ему гораздо приятнее разбрасывать игрушки, чем строить аккуратные башенки. Однако то, что в ваших глазах выглядит как разрушительное действие, для ребенка имеет совершенно другое значение. Ломая и круша, он протестует против запретов взрослых, утверждается в собственных силах и к тому же снимает нервное напряжение и усталость. Чтобы разрушительные желания малыша не сказывались на ваших вещах, разрешайте ребенку «буянить» в игре: сломать построенную из кубиков башню, брызгаться в ванной из водяного пистолета, сбивать мячиком кегли, бороться с папой, рвать на мелкие кусочки вату или бумагу.

29–32 месяца

Малыш уже аккуратно ест ложкой, расчесывается, умывается; может снять что-то из одежды (например, расстегнутую куртку) и положить на место. Ребенок все чаще проявляет стремление к чистоте и порядку: он сам попросит вас вымыть ему испачканные ручки и подскажет, куда надо отправить содержимое горшка.

СОВЕТ. Когда ваш карапуз в который раз надевает ботинок не на ту ногу, он все-таки считает, что справился с задачей. В этот момент его очень важно подбодрить: скажите, что он на правильном пути и объясните, как улучшить результат. Похвала взрослого – лучший стимул для развития любых навыков ребенка. Никогда не делайте малышу резких замечаний: если у него создастся впечатление, что он сделал что-то плохо, он больше не захочет учиться новому.

После 2 лет подражание взрослым приобретает форму сюжетных игр. Кроха теперь не просто стучит ложкой по кастрюле, а играет в «маму», варит кашу и кормит любимого мишку. В этот период девочки начинают тянуться к куклам и пытаются нянчиться с ними. А мальчики проявляют способности к строительству и автогонкам: возводят из конструктора дома и гаражи (уже достаточно аккуратные и устойчивые), населяют их игрушками и машинами. Малыш становится все более усидчивым и уже способен провести в одиночестве 15‒20 минут за тихим занятием вроде игры с конструктором или мозаикой.

СОВЕТ. «Реквизит» для сюжетных игр можно сформировать из подручного материала (подойдет любая мелочовка, которая есть в доме), а можно воспользоваться готовыми тематическими наборами инструментов, посуды и т. п. Главное – не слишком увлекаться «умными» электронными игрушками, которые ограничивают фантазию ребенка выполнением запрограммированных команд. Кастрюлька, которая «бурлит» при нажатии на кнопку, лишает малыша необходимости самому пыхтеть, изображая кипящий суп.

Чисто-начисто

2‒3 года – оптимальный период для того, чтобы превращать возню с водой и мылом в гигиеническую процедуру. Учите малыша, что мылить надо не только ладошки, но и их тыльную сторону и пространство между пальцами. Предвосхищая вопрос, зачем нужно умываться, расскажите (или нарисуйте) сказку про хороших и плохих микробов, живущих на коже. Хорошие защищают нас от болезней; плохие стараются, чтобы мы заболели. Плохим микробам проще всего забраться к нам внутрь через рот, вот почему нельзя сосать палец, есть немытые фрукты или садиться за стол с грязными руками.

Вместе с крохой осваивайте и искусство обращения с зубной щеткой, но имейте в виду, что по-настоящему эффективно он сможет делать это только в 4 года, а до тех пор мама обязательно должна проводить финальную проверку.

Ближе к 3 годам малыша можно научить сморкаться. Отрабатывайте этот навык, когда у ребенка нет насморка: предложите ему подуть носом на клочок бумаги или комочек ваты и посмотреть, как она полетит. Чтобы полностью освободить полость носа от слизи, сморкаться нужно правильно: не обеими ноздрями одновременно, а каждой по очереди, зажимая вторую пальцем.

33‒36 месяцев

Ближе к 3 годам физические силы и координация малыша позволяют ему осваивать достаточно сложные спортивные развлечения вроде самоката или трехколесного велосипеда. Кроха уже способен преодолеть препятствие высотой 30‒35 см; уверенно подняться и спуститься по лестнице; забраться вверх по перекладинам, подтягиваясь на руках, а иногда и слезть вниз; повисеть на турнике пару секунд. Ребенок научился ловить мяч руками и может сделать это с расстояния примерно 2 метров.

СОВЕТ. Подвижные игры малышей на детской площадке больше напоминают броуновское движение: каждый бежит в свою сторону и даже не смотрит вокруг. Тем не менее такая «бессмысленная» беготня – именно то, что нужно малышу в период большой физической активности. Не сдерживайте свое чадо, а старайтесь побольше бывать на природе, где он сможет побегать, порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию.

К своему третьему дню рождения многие малыши успевают совершить важное достижение – научиться правильно держать карандаш. Это умение становится важным этапом в обучении рисованию и письму: теперь кроха сможет точнее управлять движением карандаша, направляя его в нужный момент в нужную сторону.

СОВЕТ. Если ребенку пока трудно управляться с карандашом, требующим достаточно сильного давления на грифель, вручите ему смываемый фломастер на водной основе, толстый круглый или треугольный. Малышу легче всего освоить линии (поначалу не слишком ровные) и штрихи ‒ сперва вертикальные, затем горизонтальные. С их помощью можно изобразить капельки дождя, лучи солнца, веревочку от шарика. Следующие этапы – спираль (кудряшки на голове мамы), наклонные линии и зигзаг (горка, травка), круг (солнышко, лицо), пересекающиеся линии (домик).

Правша и левша

До 3 лет большинство малышей одинаково владеют обеими руками: им все равно, взять игрушку правой или левой рукой. Окончательный выбор в пользу доминирующей руки, заложенный природой, ребенок сделает ближе к 4 годам благодаря развитию межполушарных связей.

Первый возрастной: кризис 2-3 лет
Караул! Ребенка словно подменили! Он стал упрям, требователен, строптив и капризен. Именно в возрасте двух лет наступает время особенно частых истерик, публичных сцен в общественных местах, катаний по полу, швыряний предметами, неповиновения с криками «Нет!», «Не хочу, не буду!» и «Я сам». Многие родители недоумевают и ищут причину в собственном воспитании, полагая, что где-то допустили ошибку. Однако перемены в поведении малыша в возрасте 2–3-х лет связаны с переходом на новый уровень развития. По сути, это его второе рождение. Читать далее

Подражает, значит, растет
Пройтись по ковру гудящим пылесосом, потихоньку забраться на мамины шпильки, мастерски изобразить важный телефонный разговор... Дети подражают взрослым легко, играючи – и при этом вполне серьезно учатся расти. Ведь такие игры помогают маленьким имитаторам самоутвердиться, разрешить внутренние конфликты и усвоить основные правила социальной жизни. Читать далее

Ну очень упрямый ребенок
«Я ни на секунду не могу остаться одна – он плачет и протестует!»; «Накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом»; «Почему она все делает мне назло?!». Все это − откровения мам, чьи дети находятся в возрасте от полутора до трех лет. Все шло хорошо. И вдруг изменилось буквально в один миг. Читать далее

интересное в сети