Сейчас все уберу!

Эта оптимистическая фраза звучит в устах наших детей гораздо реже, чем нам хотелось бы. А когда звучит, не всегда за этим следует ее фактическое исполнение. Так как же сделать так, чтобы слова не расходились с  делом?

Для большинства родителей уборка − больная тема. Мало кому из нас удается обойтись без стандартных замечаний по поводу беспорядка в доме, и настоящие драмы, разыгрывающиеся из-за разбросанных по дому носков и деталей конструктора, увы, совсем не редкость. Ближе к 4 годам основной ареной конфликта становится детская. Конечно, ни одной маме не придет в голову пустить все на самотек и предоставить ребенку личное пространство в полное владение. Иначе спустя пару дней самого ребенка будет трудно найти под завалами. Но большинство современных родителей понимает, что комната ребенка существует не только для красоты и умиления входящих. Это место, где ребенок имеет право быть собой: разыгрывать целые спектакли с игрушками и без них, сидеть и лежать, как удобно, а не как в гостях, выражать эмоции, восстанавливать силы − в общем, строить свой собственный мир. А строительство без беспорядка и грязи не обходится! Поэтому не надо мешать дошкольнику строить домики из подушек и одеял, экспериментировать с бумагой и ножницами, использовать не по назначению предметы мебели (простой стул может превратиться в вагон поезда, гараж, замок, гору или вообще что-то такое, чему ребенок названия не знает). Пусть малыш порезвится вдоволь! А уж потом примется за уборку.

Научить ребенка убирать игрушки не так уж и трудно. Для начала нужно запастись терпением. Все дети разные, и обучение может проходить в разном темпе. Старайтесь не выходить из себя и не бросать начатое. И непременно воздержитесь от восклицаний типа: «Вот так свинарник!» или «Что толку стараться, он весь в отца! Тот тоже никогда не знает, где его вещи».

Чего ждать от ребенка?

В три года малыши с удовольствием «помогают» мыть посуду, подметать пол, раскладывать игрушки по коробочкам, потому что самое интересное для них – подражать взрослому, имитировать его действия, повторять его движения и позы. Именно так в этом возрасте ребенок учится. Поощрять его неуклюжее участие в уборке необходимо, но, даже если он явно получает удовольствие, развешивая на веревке носочки или расставляя в шкафу книжки по размеру, не стоит думать, что трудности обучения позади. К четырем-пяти годам дети перестают воспринимать уборку как развлечение. Им нравится созидать, а уборка разрушает созданный ребенком его собственный порядок, который может не иметь ничего общего с видением взрослых. Главное, нужно понять, что этот ежедневный кавардак – необходимый этап в освоении малышом пространства, а ругать за то, что является возрастной нормой, неправильно. Конечно, если фантазия маленького исследователя разгулялась и игра приобрела опасный хорпктер, надо ее остановить (например, переключив внимание на что-то не менее интересное). Но в целом вмешиваться без серьезной необходимости не стоит.

Чего ждать от себя

Многие мамы и папы ловят себя на том, что произносят текст… своих собственных родителей. Вы можете неожиданно превратиться в комического ворчуна. Или открыть в себе талант мелодраматической актрисы. В любом случае вы узнаете что-то новое о себе. Что вы, оказывается, терпеливее, чем вам казалось. Или наоборот, что зря считали себя образцом невозмутимости. И помните: эмоции заразны, и ваша вспышка гнева из-за разбросанных по ковру фломастеров вернется к вам детской истерикой в супермаркете.

Что делать

Лучше всего договориться с ребенком о времени ежедневной уборки (например, за полтора часа до сна) и придерживаться этого времени (кроме экстренных случаев, когда надо срочно ликвидировать последствия творческого процесса – убрать осколки вазы или вытереть пролитый компот). Здесь кстати будет подумать о введении еще двух правил. Первое – никаких опасных, бьющихся и просто ценных вещей в детской. Второе – никакой еды в комнате. Труднее всего будет научиться не ворчать до наступления назначенного часа уборки и не устраивать бесконечных ревизий в детской. Но когда привыкнете, спокойнее станет всем.

Читайте также:

Первый этап: вы убираете игрушки вместе

Но вот час уборки наступил, а ребенок не спешит отрываться от игры. Он может бесконечно упрашивать подождать еще чуть-чуть, дать ему доиграть до конца, а если не сработало, валиться на бок и изображать нечеловеческую усталость. Собственно, это тоже игра, смысл ее – заставить вас уступить. Не спешите стыдить малыша или делать сердитое лицо. Когда вы видите, что ребенок решил развлечься, просто предложите ему другую игру. Сочиняйте истории: «Мягкие игрушки идут спать в домик на колесах. Им приснится сон о том, как они путешествуют на поезде. А куклы будут спать в своем домике и увидят во сне бал… А что приснится машинкам в гараже?» Предложите соревнование: «Спорим, я успею собрать кубики, пока ты складываешь карандаши в коробку». Сформулируйте гипотезу: «Думаю, весь конструктор поместится в ящике, даже если не убирать оттуда мяч. Проверим?»

Можно совершить ритуальный обход всего дома с грузовичком или тележкой, чтобы найти забытые в других комнатах игрушки и водворить их на места. Не забудьте мягко отметить преимущества порядка: «Здорово, завтра ничего не придется искать, все под рукой. А как уютно стало!» И обязательно похвалите ребенка и себя: « Мы с тобой молодцы, отлично все убрали и заслужили награду! Прочитаем на одну сказку больше!»

Второй этап: постепенно ваше участие сокращается

Вы объявляете о том, что пора складывать все по местам и предлагаете малышу самостоятельно вспомнить, где что должно быть. Пока малышу трудно разделить работу на более мелкие объемы. Не говорите: «Убери игрушки». Скажите: «Собери солдатиков в коробку», «Отнеси одежду в корзину для грязного белья». Конечно, 4−5 лет – не тот возраст, когда стоит настаивать на идеальном результате или безукоризненном соблюдении правил. Ничего, если малыш что-то перепутает или придумает новое место для хранения своих сокровищ. Если вы все же стремитесь к совершенству, помогите ребенку запомнить порядок действий. Нарисуйте «напоминалку» в виде кисти руки, на каждом пальце которой написано (или изображено с помощью символов, если ребенок еще не умеет читать) одно действие. Например:

  • Собери бумажки, обрезки и фантики от конфет в пакет для мусора.
  • Поставь книги на полку.
  • Сложи кубики в желтый ящик, а конструктор − в синий.
  • Поставь машины в гараж.
  • Положи альбом и карандаши в ящик стола.

Если ребенок лучше воспринимает инструкции на слух, а не визуально, запишите их на магнитофон или диктофон. Можно записать мелодии или песенки, которые будут звучать во время выполнения задания. Многим малышам нравится использовать таймер. Такой индивидуальный и при этом творческий подход сработает намного эффективнее, чем длинные нотации и наказания. Скорее всего, ребенок вскоре захочет сам освоить новые навыки содержания жилища в чистоте. Он может поливать цветы, вытирать пыль, помогать вам накрывать на стол и убирать со стола, вы можете научить его протирать зеркала специальной салфеткой, пылесосить и подметать… Предлагайте сделать что-то вместе с вами, но не принуждайте и не упрекайте. Не жалуйтесь малышу на то, как вам трудно каждый день делать уборку, а, наоборот, по примеру Тома Сойера постарайтесь показать, что мытье и чистка – веселое и увлекательное занятие, требующее силы и ловкости. Предлагайте попробовать выделить маленькие этапы, составляющие действие. В процессе уборки малыш много может узнать об окружающем мире. Восхищайтесь результатом, хвалите за усилия и даже за попытку, подбадривайте. И не забудьте рассказать родственникам и друзьям о вашем замечательном помощнике.

Научить ребенка убирать игрушки не так уж и трудно – если выбрать правильную тактику. Она должна учитывать возраст ребенка, его интересы и особенности его психики.
Третий этап: ребенок убирает самостоятельно

Не стоит ждать качественной самостоятельной уборки от малыша до того, как ему исполнится шесть-семь лет. И даже после этого процесс все еще требует вашего контроля. Притворитесь волшебницей и наложите заклятье, не позволяющее покинуть комнату, пока все не будет убрано. Убедитесь, что у всех вещей есть место. Подпишите ящики и коробки. Используйте мешочки для мелочей. Энтузиазма поубавилось? Предлагайте новые игры и задания. Научите его самостоятельно развлекать себя во время дел, которые кажутся монотонными. Можно считать детали паззлов, книги, карандаши – да все что угодно; сравнивать, чего у ребенка больше – зверюшек или игрушечных человечков, называть первую букву всех собранных предметов. Время от времени играйте с малышом во время уборки в «охоту на беспорядок». Предложите найти и собрать все предметы оранжевого цвета. Теперь все игрушки с колесами. Игрушки, издающие звуки. Пусть ребенок придумает задание для вас. Эта простая игра полезна для развития внимания и мышления и, кроме того, позволяет вам вместе рассмотреть сокровища малыша.

Читайте также:

интересное в сети