Слуховая терапия

Эту методику называют «слуховое обучение», «слуховое возбуждение», а также «слуховая терапия» или «метод Томатиса». Ее цель – научить человека не только слышать, но и слушать, и правильно использовать услышанную им информацию.

Слуховая терапия помогла многим детям, имеющим проблемы со слухом, а также с расстройствами речи, синдромом дефицита внимания при гиперактивности (СДВГ) и аутизмом. Методика слуховой терапии используется также у взрослых в борьбе с депрессиями, преодолении трудностей в общении, увеличении творческого потенциала и работоспособности.

Слышать и слушать

Слышание – пассивный процесс, слушание – активный. Можно иметь отличный слух, но быть плохим слушателем.

Слушанием называется способность воспринимать нужную и отфильтровывать лишнюю информацию, умение нужную информацию организовывать и сортировать в зависимости от ее значимости. Когда процесс слушания нарушается, возникают проблемы в учебе, общении и овладении социальными навыками.

Цель слуховой терапии – улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Слуховая терапия позволяет более эффективно использовать органы слуха.
Метод слуховой терапии предназначен как для детей и подростков, так и для взрослых.

Детям и подросткам слуховая терапия помогает:

  • развивать речевые и моторные навыки;
  • решить проблемы, связанные с обучаемостью и нарушениями речи (дислексией, дисграфией, алалией, заиканием);
  • справиться с нарушениями психомоторного развития, уменьшить проявления аутизма;
  • улучшить концентрацию внимания, бороться с синдромом гиперактивности;
    развивать навыки общения.

Взрослым слуховая терапия показана при:

  • аффективных и эмоциональных расстройствах (фобиях, панических атаках);
  • неврозах;
  • депрессиях;
  • нарушениях сна (бессонница, проблемы с засыпанием);
  • трудностях в общении.
Суть метода

Французский врач-отоларинголог Альфред Томатис в середине прошлого века сделал открытие, которое известно как эффект Томатиса: голос содержит то, что ухо может анализировать. Орган слуха подстраивается под то, что слышит, благодаря этому в голосе появляется то, чего в нем раньше не было.

Метод прослушивания обучает мозг анализировать голосовую информацию с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, только так можно правильно анализировать звуки. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной контролируемой речи и затем – к гармонии с собой и окружающим миром.

Метод Томатиса основан на использовании прибора, являющегося идеальной моделью человеческого уха. Сама слуховая терапия – это микрогимнастика мышц среднего уха. От напряжения этих мышц и зависит работа мозга. Томатис создал систему записей отфильтрованной музыки разного тембра.

Перед началом занятий со школьниками проводится слуховой тест, который интерпретируется по физическим и психологическим критериям. В зависимости от его результатов разрабатывается индивидуальная программа.

На занятиях ребенок или взрослый через наушники прослушивает определенные диски с записью классической музыки или григорианского пения. Мелодии подбираются индивидуально в зависимости от результатов слухового теста. Продолжительность слушания – 1 час непрерывно или дважды по 30 минут с перерывом между сеансами до 3 часов. Во время прослушивания можно разговаривать, играть в настольные или логические игры и даже спать. Продолжительность курса – 10 дней. Повторный курс – не раньше, чем через полгода.

Такие тренировки за счет звуков определенной частоты стимулируют центральную нервную систему, в том числе кору головного мозга, которая является центром процессов мышления.

интересное в сети