Тайм-менеджмент для первоклассника

Подготовиться к школьным будням и организовать все так, чтобы новоиспеченный ученик легко втянулся в учебный ритм – дело ответственное. На что важно обратить внимание?

Первый год в школе – для любого ребенка ситуация, близкая к кризисной. Оказаться в отличных от детского сада условиях, в новом коллективе, приспособиться к незнакомому педагогу и новым правилам непросто. Как пройдет этот этап, зависит от готовности ребенка к школе – не только интеллектуальной, но и эмоциональной и социальной. Первокласснику нужно обязательно иметь представление о том, что ждет его в школе, уметь внимательно слушать взрослых, заниматься определенным видом деятельности без перерыва, адекватно воспринимать похвалу, критику и замечания педагога.

Все идет по плану!

Умение планировать время – для школьника навык обязательный.

Обсуждайте и составляйте расписания на неделю. Важно, чтобы ребенок ориентировался, когда он идет на дополнительные занятия, а какой день свободный и можно подольше погулять. Определите, какие дела будут самыми важными и потребуют большего количества времени, а после каких занятий можно сделать передышку; обязательно указывайте ориентировочное время для всех мероприятий и видов деятельности.

Важно привить привычку самостоятельно выполнять какие-то дела дома. Складывать игрушки после игры, поливать цветы. Хорошо организуют ежедневные обязательные занятия: например, читаем 15 минут стихи перед сном, рассматриваем альбомы живописи.

Как ни удивительно, лучше организуют свою учебную деятельность дети, которые занимаются после школы спортом или другими видами внешкольной деятельности. У них меньше свободного времени, которое можно заполнить бесполезными делами (долго сидеть перед телевизором или с планшетом в руках). Они привыкают к четкому расписанию и понимают, что на выполнение домашних заданий время строго определено.

Воспитай себя сам

Как научить ребенка серьезно относиться к процессу обучения – выполнять задания вовремя, а не пускать все на самотек? Воспитание ответственности – долгий и трудоемкий процесс, начало которому должно быть положено задолго до 1 сентября.

В дошкольном и младшем школьном возрасте уровень ответственности у ребенка еще очень низкий. Его нужно поправлять, помогать ему и подсказывать. Не надо думать, что дети априори владеют всеми правилами и нормами социальной жизни, этому им еще предстоит научиться. Но и превращать все в навязчивый контроль с бесконечными поучениями категорически неправильно.

Многие родители ошибочно полагают, что дети не способны успешно учиться без жесткого контроля.

Если ребенок расстроен неудачей, поддержите его. Не упрекайте в невнимательности и забывчивости, а покажите свою уверенность в том, что он справится.

Психологический нюанс этого возраста заключается в том, что ребенок хочет сам влиять на ход событий и импровизировать. Родители же стараются втиснуть выполнение домашних заданий в строгие рамки и контролировать сто процентов деятельности.  Безусловно, пускать процесс на самотек нельзя. Учеников начальной школы, которые без лишних напоминаний сделают то, что задали, немного. При этом важно понимать, что, даже если формально домашние задания в первом классе официально не задаются, работать дома нужно все равно. Многие учителя дают задания в виде рекомендаций, которые желательно выполнять. Задача родителей – следить за процессом, тактично поправлять и контролировать, чтобы занятия чередовались с отдыхом, прогулками на свежем воздухе и развлечениями.

В правильном ритме

Залог успешной учебы – правильная организация дня школьника, как сна и питания, так и занятий. Причем в выходные и каникулы от этого графика желательно по возможности не отступать. Каникулы длятся недолго: если ребенок будет сильно нарушать режим, например просыпаться около 11 утра и ложиться спать за полночь, первая учебная неделя будет для него очень сложной.

Примерный режим дня первоклассника 

7.00−7.20 Подъем, умывание.

7.20−7.40 Плотный завтрак (идеально − каша и горячий напиток).

8.00−11.00 Уроки в школе начинаются, как правило, в 8.30.

11.00−11.20 В школе у первоклассников второй завтрак (первый предполагается дома) начинается после первого или второго урока. Это значит, что дома в каникулы тоже можно перекусить через 3 часа после первого завтрака.

13.00 Обед должен быть полноценным (суп, горячее блюдо с мясом, рыбой или птицей, напиток). Желательно планировать дополнительные занятия во второй половине дня таким образом, чтобы ребенок мог получить горячий обед дома или в школе. Перекусы бутербродами на заднем сиденье автомобиля или в раздевалке перед тренировкой на постоянной основе недопустимы.

14.00−16.00 Прогулка или тихие игры, если ребенок отказывается от дневного сна.

16.00 Полдник (кисломолочные продукты, печенье, фрукты, напиток).

16.30−17.30 Занятия (в этот период наблюдается подъем умственной активности, разумно на это время запланировать подготовку домашнего задания).

17.30–19.00 Прогулка

19.00 Ужин (достаточно легкий, без специй, возбуждающих напитков (какао, крепкого чая); лучше обойтись без мяса, чаще готовить овощи, крупы, предлагать кисломолочные продукты).

19.30–20.00. Тихие игры, идеально − спокойная прогулка; лучше не смотреть телевизор перед сном и не играть в компьютерные игры.

20.30−21.00 После всех вечерних гигиенических процедур ребенок отправляется спать.

интересное в сети