Вопрос психологу: Добрый ребенок

Сыну 10 лет. Он очень добрый, наивный ребенок. Никому ни в чем не отказывает. Ходит везде, куда его зовут, делает все, что предлагают его сверстники, и порой это не очень хорошие вещи. Мальчик очень общительный и друзьями считает всех, с кем знаком всего один день. Меня беспокоит, что он не может думать своей головой и не может сказать нет. Ведь непонятно, с какой компанией он свяжется. Я уже не знаю, как заставить его уважать самого себя.

Вас беспокоит, что сын не умеет сказать «нет». Не зная мальчика, трудно делать выводы о том, почему он именно так поступает. Не исключено, что причина кроется в особенностях темперамента вашего сына или в его отношении к миру. А, быть может, он пока просто не придает особого значения своим поступкам, так беспокоящим вас. Однако могу предположить, что таким покладистым  ваш сын стал не вдруг.

Постарайтесь честно ответить себе на вопрос: как часто в вашей семье мальчику позволительно  самостоятельно принимать решения? Ведь нередко  родители всеми способами добиваются послушания от своих детей, полностью руководят их жизнью. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать, как себя вести в том или ином случае. На определенном этапе для родителей это удобно – дети не доставляют хлопот. Только вот потом ребенок, взрослея и отдаляясь от родителей, по привычке начинает поступать, думая не своей головой,  а так, как говорят более авторитетные сверстники. И не всегда, как вы верно заметили, ему предлагают делать «хорошие вещи». Проблема в том, что навыков самостоятельного принятия решений и способностей для критической оценки происходящего у него нет. И тогда, действительно, возможны неприятности. 

Для изменения сложившейся ситуации от вас требуются определенные усилия во взаимоотношениях с сыном. Реально оценивайте возможности мальчика и ни в коем случае не делайте за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Для этого четко определитесь, что входит в круг компетенции ребенка, а что – в ваши обязанности. Давайте сыну возможность проявлять инициативу, поддерживайте и поощряйте его начинания. Не сравнивайте мальчика с другими детьми.

Что касается дурного поведения, то попробуйте соотнести между собой плохие, с вашей точки зрения, поступки сына по степени значимости. Так, к примеру, беды нет в том, что мальчик дал кому-то свои санки покататься. Следует неукоснительно пресекать лишь серьезные проступки сына. Обсуждайте с ним вместе, что именно может принести ему зло и как этому противостоять. В процессе обсуждения постарайтесь объяснить сыну, что выход есть из любой ситуации. Ваша задача – вместе с сыном искать различные варианты и решения, обсуждать всевозможные моральные коллизии. Проговорите для него сами, какими конкретно словами и какими конкретно фразами можно отказаться на те предложения сверстников, которые могут привести к плохим последствиям. У ребенка должны быть четкие алгоритмы поведения в этих случаях.

Еще вы пишете, что не знаете, как заставить мальчика уважать самого себя. Думаю, что это невозможно. И вот почему. Ребенок первые знания о себе получает от окружающих его взрослых. Если взрослый видит в нем, например, глупца и лентяя, то он своим поведением будет пытаться соответствовать именно этому "ярлыку". Справедливо это и в случае, если взрослые воспринимают ребенка очень положительно. А уважать себя дети учатся, опираясь на то уважение, которое проявляют к ним взрослые. Таким образом, личностное развитие ребенка зависит от того, как родители выстраивают с ним повседневные контакты, какие слова и какие характеристики он слышит. Поэтому желательно отмечать все положительные моменты в поведении детей, все их успехи, умения, с уважением относиться к их индивидуальным особенностям. Ребенок должен быть уверен в том, что близкие его любят, даже если он плохо себя ведет. Потому следует порицать только конкретный поступок, а не его личность в целом. Тогда ребенок сможет обрести уверенность в своих силах и возможностях, а, значит, ему будет за что себя ценить и уважать.

интересное в сети
‡агрузка...