Все в порядке: как приучить ребенка убирать за собой

Убрать за ребенком разбросанные игрушки, расставить книжки на полке или аккуратно сложить одежду, безусловно, проще и быстрее, чем добиваться выполнения этих действий от него самого. Но приучать кроху к порядку можно и нужно с самого раннего возраста. Поверьте, это несложно! Вам потребуется всего лишь немного свободного времени, терпения и фантазии.
Игра в уборку

«Дочке 2 года, как приучать ее к порядку? Она проявляет большой интерес к домашним делам, но ее «помощь», как правило, добавляет мне хлопот». Анастасия, 32 года

Двухлетний ребенок еще не имеет представления о порядке. Его интерес к хозяйству основан не на сознательном стремлении навести чистоту, а на подражании взрослым и отчасти – на желании сделать им приятное. Используя эти две основные движущие силы, можно очень многому научить даже совсем кроху. Например, тому, что у каждой вещи есть и должно быть свое место. Начать с приучения ребенка не бросать курточку где попало, а вешать ее на специальный крючок в прихожей. Аккуратно ставить обувь. Относить посуду в раковину после еды. Двухлетний малыш, уже открывший для себя закон постоянства объектов, скорее всего, с энтузиазмом воспримет игру «Расставь все по местам». Только не стоит пытаться объяснить все правила за один раз. Постепенность и последовательность не менее важны, чем требовательность и настойчивость. Помните, что все это обучение для крохи – игра, и чем она увлекательнее, а правила понятнее, тем с большим удовольствием он будет в ней участвовать. Некоторые дети дорогим игрушкам предпочитают прищепки, губки для мытья посуды, ершики и пульверизаторы с водой. Ребенок исследует окружающий мир, подражая взрослым и используя те же предметы, что и они. К сожалению, иногда родители готовы скорее дать в руки малышу компьютерную мышь, чем обувную щетку. Сделать домашние дела самому проще, быстрее, результативнее, а учить ребенка бывает нелегко и скучно. Вам может не хватать терпения, чтобы снова и снова показывать, как направить мусор на совок, а не в противоположном направлении. Но смысл этих усилий не только в том, чтобы вырастить себе помощницу или помощника. Выполняя работу по дому, ребенок учится: совершенствуется его моторика, увеличивается количество нейронных связей, тренируются мышцы тела, развиваются все психические функции – восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Он становится более уверенным в своих силах и самостоятельным, получает первые организационные навыки, учится работать «в команде».

Конечно, время от времени двухлетний малыш будет импровизировать: по вашей просьбе отнесет свои носочки в корзину для грязного белья… чтобы немедленно извлечь их из нее вместе с остальным содержимым. Что ж, игра есть игра и ученье есть ученье! Иногда трудно сдержаться при виде учиненного маленьким помощником творческого беспорядка, но ругать ребенка за разбитую тарелку или перевернутую собачью миску не стоит ни в коем случае. Ведь вы не стали бы это делать, будь на месте малыша ваша подруга? Лучше покажите крохе, как ликвидировать последствия его оплошности. А может быть, он сам знает, что нужно делать с мусором? Обязательно спросите у него об этом. А где лежат совок и веник? Самое важное – чтобы малыш не боялся сделать ошибку, тогда и в два года вы сможете обучить его массе полезных навыков.

Разложить по полочкам

«Еве три года. Она с радостью помогает мне пылесосить, поливать цветы, загружать стиральную машину и развешивать белье, но если попросить ее убрать игрушки в детской – энтузиазма как не бывало». Антонина, 30 лет

Делать что-то вместе с мамой – приятно и интересно, а если за это еще и хвалят, трехлетний малыш готов заниматься этим практически день напролет. Совсем другое дело – выполнить самостоятельно непростую задачу, которая к тому же не до конца понятна. Трехлетке еще нужна ваша помощь, чтобы спланировать свои действия. С чего начать? Куда положить игрушки, а куда книжки? Почему нельзя просто свалить все в шкаф и закрыть дверцу, ведь это быстрее, а комната выглядит убранной. Даже если малыш много раз видел, как вы делаете уборку, ему нужна личная практика. В три года ребенок способен понять смысл уборки, но будем реалистами: его цель – вовсе не порядок и чистота в комнате, а ваше одобрение, похвала. Ваша любовь. Сам он может играть как в идеально убранном помещении, так и в полном хаосе – ведь во время игры он находится в другом мире. Чтобы преуспеть в обучении на этом этапе, попробуйте соединить два стремления малыша – играть вместе с мамой и заслужить похвалу. Превратите уборку в игру и научитесь хвалить правильно. Раз и навсегда откажитесь от нотаций и жалоб на то, что вам никто не хочет помогать. Используйте «метод Тома Сойера», попробуйте заразить малыша своим энтузиазмом. Многим детям нравится домашняя техника, они с удовольствием учатся пользоваться стиральной машиной, посудомойкой, пылесосом, помогают выжимать сок и измельчать овощи… Но и ручная работа может быть не менее увлекательной! Полезно приобрести инструменты, например совок и щетку соответствующего детского размера. Ими удобнее пользоваться, к тому же в три года малышам уже нравится иметь что-то свое. Пусть у ребенка будет собственная маленькая лейка для цветов, своя яркая тряпочка для пыли, небольшой пульверизатор с водой и специальная одежда для уборки. С таким арсеналом выполнение домашних дел станет намного более интересным. Но самое важное приобретение для детской – это достаточное количество ящиков для игрушек, желательно разного цвета и размера. Сортировка предметов – одно их главных умений, которым ребенок должен научиться до школы. Откройте любую развивающую методику – и вы найдете массу игр и заданий на отработку именно этого навыка. А ведь тренировать его можно не только по учебнику, уборка тут незаменима: малыш будет манипулировать привычными предметами, а значит, теория и практика будут неразделимы.

Категоризация объектов – задача непростая, и здесь, как и в отработке любого сложного и важного навыка, действовать придется в несколько этапов. Сначала малыш будет распределять предметы на группы под вашим руководством. Объясните ему, для чего вы складываете «лего» в один ящик, а машинки – в другой, почему книгам место на полке, а не под кроватью и почему мокрое полотенце нельзя оставлять на полу… Только не забывайте, что ребенок не сможет запомнить более трех рекомендаций за один раз. Не спешите! Получайте удовольствие от совместной уборки: она может быть очень увлекательным занятием. И веселым: ведь если у вас есть время, вы можете пофантазировать и придумать, по какому признаку еще можно сгруппировать предметы, или поиграть в игру «Что здесь лишнее?». Это прекрасная тренировка логического мышления. На следующем этапе ваша задача – мотивировать ребенка к самостоятельному поиску места для каждой вещи. Используйте яркие ярлычки на полках и на ящиках – это могут быть картинки или фотографии. Если кроха любит рисовать, он сам может изобразить гараж на ящике для машинок, а если уже учится писать и читать, пусть сам выберет и напишет слово для названия каждой категории. Далее ребенок почти все делает сам, а вы лишь по необходимости снабжаете его инструкциями и подсказками. Хорошая идея – повесить плакат с картинками, изображающими последовательность действий при уборке комнаты. Иногда, если ребенок легко отвлекается, родители используют таймер. Можно записать на диск любимые песенки малыша и короткие понятные задания: «Собери кубики в ящик, пока Маша поет песню про солнышко» или «Постарайся убрать кровать до того, как закончится песенка Водяного». На любом этапе не забывайте хвалить ребенка, называя то важное качество, которое он проявил, – аккуратность, внимание, организованность, целеустремленность: «Надо же, ты собрал все детали пазла, не пропустив ни одной. Какой ты внимательный!» или «Сегодня ты не забыла выключить свет в ванной и в своей комнате, когда уходила в детский сад. Вот это по-хозяйски!» И еще один важный совет: продолжайте поддерживать и направлять ребенка до тех пор, пока он не овладеет навыком в совершенстве.

Когда дом вверх дном

«Пете 4 года, и он любит вытряхивать игрушки из всех ящиков на пол, иногда просто для того, чтобы взять всего одну и играть с ней среди полного хаоса. Меня это раздражает. Кроме того, его внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, он не может сосредоточиться на игре, начинает нервничать и быстро устает». Елена, 27 лет

Это действительно раздражает. Ведь на то, чтобы собрать игрушки, уходит намного больше времени, чем на то, чтобы разбросать их. И тем не менее мы должны уважать право ребенка на выбор: в данном случае он сам выбирает, как ему играть. Понаблюдайте за ним. Далеко не всегда дети устраивают беспорядок только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Если ребенок способен достаточно долго играть с одной игрушкой, когда остальные просто валяются рядом, значит, его способность сосредотачивать внимание на одном предмете не страдает. Возможно, предметы, находящиеся в момент игры в его поле зрения, стимулируют его фантазию и влияют на изменения сценария, который он придумывает для своего героя. А может быть, его просто вдохновляет созерцание своих сокровищ. Комната малыша – его личная территория, именно здесь он учится организовывать пространство, исходя из собственных вкусов и потребностей, и создание хаоса, путаницы, беспорядка ему необходимо хотя бы для того, чтобы оценить преимущества порядка. Если в вашем доме игрушки накапливаются с течением времени, сокращайте количество тех из них, что находятся в свободном доступе. Конструкторы с большим количеством мелких деталей, настольные игры, карандаши и краски можно хранить высоко на полках, а часть мягких игрушек, кубиков и т. п. – временно спрятать. Когда через некоторое время вы достанете их с антресолей, ребенок обрадуется им не меньше, чем новым. Игрушки, из которых малыш уже «вырос», лучше всего передарить или отнести в детский сад, а сломанные – выбросить. Вещи, которые вы решили оставить, возможно, придется перегруппировать по-новому, с учетом изменившихся интересов ребенка. Совет: прятать и выбрасывать сломанные игрушки лучше, когда ребенка нет дома, а вот делать уборку вместо него не стоит. Если вы будете последовательны, возможно, через некоторое время малыш научится быть аккуратнее без длинных нотаций и обвинений с вашей стороны: во-первых, он запомнит, где что лежит, и ему не придется ради единственного трансформера выгребать из коробки все подряд, во-вторых, скорее всего, не захочет тратить лишнее время на уборку.

Трудно бороться с искушением дать в руки ребенку планшет или усадить его перед телевизором и быстро убрать все самому. Но стоит ли упускать возможность научить его ответственности? Детям нужно знать, что они участвуют в общем деле и приносят пользу семье!

Ваш пример – ему наука

«Мои дочери (3 и 4 с половиной года) каждый день разбрасывают свои мягкие игрушки по всему дому. Даже в туалете и в прихожей можно наткнуться на плюшевых мишек и собачек, а недавно я выгребла из посудомоечной машины целое кроличье семейство! Как справиться с этим нашествием?». Алиса, 28 лет

Почти все дети бессознательно стараются заполнить своими вещами максимально возможную площадь – таким образом они «метят» территорию или, если хотите, осваивают пространство. В некоторых семьях к этому относятся как к неизбежному явлению, и вся квартира выглядит как одна большая детская. Но на самом деле даже трех-, четырехлетнего ребенка можно учить уважать личное пространство других членов семьи. В первую очередь – личным примером. Вы можете показать, что считаетесь с желанием малыша иметь под рукой игрушки в каждой комнате, поставив на время в каждой из них по коробке для машинок и кукол. Но только при условии, что в конце дня они отправятся на свое место, то есть обратно в детскую! Во-вторых, последовательно объясняя и показывая ребенку, что он является членом семьи, группы. Если кто-то разбросал вещи, должен быть кто-то, кто их соберет. Если кто-то испачкал пол краской, должен найтись кто-то, кто ее отмоет. Это основы жизни в обществе! В два-три года большинство детей способны не только собирать и складывать игрушки, но и ставить журналы и книги на полку, гасить свет, выходя из комнаты, подметать пол, раскладывать на столе приборы и салфетки, поливать цветы, выгружать посуду из посудомоечной машины… Список домашних дел, которые способен выполнить четырехлетка, намного длиннее. Ему уже можно поручить:

– накрывать на стол
– кормить домашних животных
– заправлять постель
– пылесосить ковер
– вытирать пыль
– счищать остатки пищи с тарелок и загружать посудомоечную машину
– делать бутерброды и готовить хлопья с молоком.

Творите что хотите!

«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из «лего» и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!» Мария, 36 лет

В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты. Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике. С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской. Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!

Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» – это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.

интересное в сети