За покупками: права покупателей

Не у всех и всегда есть возможность оставить ребенка дома с родственни­ками или с няней и спокойно отправиться за покупками. Что ж, ничего страшного – мы отправимся в магазин вместе с малышом! А чтобы поход был приятным и неутомительным для вас обоих, нужно всего лишь вооружиться всем необходимым, в том числе и знаниями своих прав!
Готовность № 1

Прежде чем отправиться за покупками, накормите малыша, чтобы он был сыт и спокоен. Ребенка постарше стоит уговорить посетить туалет, чтобы избежать проблем с этим по дороге, а грудничку нужно надеть свежий подгузник. Также обратите внимание, что если грудничок может поспать и в процессе совершения покупок, то у малыша постарше такой возможности нет. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок был выспавшимся, иначе капризы гарантированы. Одевайте ребенка в такую одежду, которую при необходимости легко можно расстегнуть или снять.

Дама сдавала в багаж…

Первое, с чем вы можете столкнуться в супермаркете, это с требованием администрации магазина оставить крупногабаритные сумки, а также продукты, купленные в других магазинах, в предназначенных для этого камерах хранения. Возникает вопрос: а законно ли это, особенно с учетом того, что часто в месте, где расположены такие камеры, висит объявление типа «магазин не несет ответственности за пропажу вещей из камеры хранения»? Конечно же, нет. Администрация магазина не вправе требовать оставить ваши личные вещи где-либо до входа в торговый зал, как это повсеместно применяется. Так, например, для московских организаций торговли действует правило, о котором указано в п. 13.11 Методических указаний по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве, утвержденных Распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы от 30.05.2003 № 31, а именно: работникам предприятия самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других торговых предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи (сумки, портфели и др.); при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (сумки, портфели и др.). Поэтому если у вас в сумке находятся ценные вещи, то лучше не сдавать ее в камеру хранения во избежание неприятностей в случае их утери. Во многих супермаркетах, уважающих права покупателей, сумки никуда не сдаются, а упаковываются в специальную полиэтиленовую пленку так, чтобы, с одной стороны, личные вещи покупателя были всегда при нем, а с другой, он не забыл оплатить случайно положенный в сумку товар. Таким образом, магазин освобождает себя от обязанности хранить вещи покупателя и одновременно защищает себя от случайного выноса неоплаченного товара.

Если же вы взяли в магазин продукты, купленные в другом месте, то администрация магазина не вправе при входе в торговый зал требовать от вас предъявить эти продукты и каким-то образом их обозначать. В то же время вы обязаны сами при входе в торговый зал предприятия самообслуживания с вещами ставить в  известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом предприятии торговли, как это указано в п. 13.13 Методических указаний.

В самом магазине лучше возить ребенка в его коляске (легкие прогулочные коляски отлично для этого подходят), в слинге или в рюкзаке-переноске. И малыш будет чувствовать себя «в своей тарелке», и покупки будут в безопасности.

Порой можно также столкнуться с ситуацией, когда вам запрещают заходить в магазин с коляской или другими передвижными средствами для детей под предлогом возможной порчи лежащего на полу товара и т. п. Знайте, что это тоже незаконно. Вы вправе зайти в магазин с коляской и совершать покупки, но при этом вы не можете складывать товары в детскую коляску или в свою сумку, т. к. для них предназначаются специальные тележки, которые должны быть и, как правило, имеются в любом супермаркете.

Тем не менее, если вы сдаете вещи в камеру хранения магазина, вы должны знать, что магазин отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, т.к., принимая вещи на хранение, он тем самым заключает договор хранения, по которому хранитель, т.е. магазин, обязан хранить ваши вещи и возвратить их вам в сохранности в соответствии с п.1 ст. 886 и п.1 ст. 900 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 13.12 Методических указаний при желании покупателя оставить при входе в торговый зал свои вещи предприятие самообслуживания обязано обеспечить их сохранность независимо от того, удостоверено ли принятие вещи на хранение предприятием торговли выдачей покупателю номерного жетона (номера) или иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение. Таким образом, если ваши вещи будут утеряны, утрачены или повреждены, вы смело можете требовать у администрации магазина возместить вам причиненные убытки.

Раз − и разбилось!

Согласитесь, что шопинг с малышом не так безопасен, как в одиночку. Дети, как известно, долго в спокойном состоянии находиться не могут, поэтому нередки случаи, когда ребенок какой-то товар опрокинул, разбил, рассыпал, раздавил, тем самым испортив его. Нужно ли за это платить? В некоторых магазинах администрация настаивает на оплате случайно поврежденных ребенком товаров. Однако считать это законным нельзя.

Во-первых, в соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Между тем законом не регламентируется обязанность покупателя оплатить такой товар. Что касается договора, то как полноценный документ он отсутствует при совершении покупок в магазинах. Но тем не менее, как установлено ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 459 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Поэтому, пока вы не купили товар, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет магазин. Это правило касается лишь случайной порчи товара. Но, как все мы знаем, ребенок может и неслучайно испортить товар, например от скуки что-нибудь разбить, опрокинуть или порвать, вскрыть упаковку и съесть мороженое, конфету или шоколадку, пока вы увлеченно разглядываете полки и витрины с товаром. В этом случае, безусловно, вам придется заплатить за товар.

По Закону РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранник магазина имеет право интересоваться содержимым ваших сумок только в том случае, если у него есть веские основания подозревать вас в совершении мелкого хищения или кражи. Но и в этом случае вы совершенно не обязаны подчиняться. Согласно законодательству, досмотр вещей или обыск подозреваемого может производиться только полицейскими и исключительно в присутствии понятых. 
Почему вы мне грубите?

Иногда бывает, что тяжелая работа в магазине отражается на настроении его работников, они могут стать грубыми и раздраженными. Если вам или вашему ребенку нагрубил сотрудник магазина, то такой случай нельзя оставлять без внимания. В каждом магазине должна быть и в большинстве случаев есть книга отзывов и предложений (в соответствии с п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, далее – Правила), а также Инструкцией о книге жалоб и предложений в  предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденной Приказом Минторга СССР от 23.07. 1973., № 139, введенной в действие с 01.01.1974 Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973), находящаяся в торговом зале в специальном открытом футляре на видном и доступном для покупателей месте. В этой книге вы можете изложить вашу ситуацию с просьбой руководству принять меры в отношении такого продавца. При этом вы не должны никому объяснять причины, почему хотите что-то написать в книге отзывов и предложений или предъявлять какие-либо личные документы, даже если об этом попросит администрация. Ведь в этой книге вы можете написать не только об этом случае, но и о нарушениях прав потребителей. Руководство магазина в двухдневный срок (а в Москве это двухнедельный срок) должно отреагировать на вашу жалобу, предложение или замечание, рассмотрев вопрос по существу, а также принять необходимые меры по устранению нарушений и написать ответ на указанный вами адрес в пятидневный срок. В случае если для принятия мер по устранению отмеченных покупателем недостатков в работе магазина или осуществлению его предложений потребуется более пяти дней, то руководство устанавливает необходимый срок (но не более 15 дней), о чем делает в книге соответствующую отметку.

Проходите на кассу!

Наконец после того, как ваша тележка загружена нужными товарами, вы идете к кассе оплачивать покупки. Порой вы можете столкнуться с непредвиденными ситуациями. Например, вы узнаете, что цена, указанная на ценнике, отличается от той, что в чеке. Это хорошо, если вы проверили чек и заметили несоответствие непосредственно в магазине, о чем и сообщили кассиру. А если в ответ кассир отказала вам в возврате излишне уплаченной суммы, сославшись на такую настройку информационной системы, выдавшей в кассовом аппарате «правильную» стоимость товара, указанную в чеке? Что делать в такой ситуации? На основании п. 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Таким образом, если вы обнаружили разницу между ценой товара, указанной на ценнике, и ценой, отмеченной в чеке, еще в магазине, то вам следует настаивать на продаже товара по цене, указанной на ценнике, либо отказаться от покупки и потребовать вернуть уплаченную за товар сумму. Если же вы обнаружили такое несоответствие дома, то вы также можете возвратить товар в магазин и вернуть уплаченную за него сумму денег, опираясь на п. 1 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗЗПП).

Или, к примеру, вам отказываются поменять крупную купюру, говоря о том, что нет сдачи, или, наоборот, не принимают мелкие монеты, соответственно, вы уже не можете купить выбранный вами товар. Как быть?

Законными такие действия кассира признать нельзя, поскольку магазин должен принимать любые купюры официальной валюты РФ, вплоть до рубля, состоящего из 100 копеек (в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), причем независимо от крупности купюры, а также ее ветхости. И хотя Банк России уже прекратил чеканку таких мелких монет, как 1 копейка и 5 копеек, официального документа о том, что данные деньги выведены из денежного обращения, пока нет. Более того, отказывая покупателю в приеме от него крупной/ветхой купюры или мелкой монеты и, как следствие, в заключении договора купли-продажи товара, сотрудник магазина нарушает норму закона о публичном договоре, которым по своей сути является договор розничной купли-продажи в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Поэтому вы должны настоять на принятии от вас кассиром денег за товар.

Если малыш что-то прихватил

Довольно распространенным явлением бывает то, что малыш может случайно что-то прихватить с собой из магазина. Что делать в этом случае? Безусловно, если вы или охранник в магазине заметили, что ваш ребенок вышел из торгового зала с шоколадкой или конфетой, то вы можете либо вернуть товар на место, если не нарушена его упаковка, либо оплатить его. Но если вы заметили в руках ребенка шоколадку, конфету, мороженое и проч., за которые вы не платили, вам нужно будет вернуться в магазин и также оплатить или возвратить товар. Иначе вы ставите под удар работников магазина, в чью смену будет обнаружена недостача, поскольку они несут материальную ответственность за недостачу товара. То есть стоимость товара, которого недосчитались, впоследствии могут удержать из заработной платы продавца.

Если сработала магнитная рамка, стоящая обычно у выхода из магазина, то вы так же, как и в описанном выше случае, можете вернуть товар обратно на полку, если цела его упаковка, или оплатить этот товар, если малыш уже что-то надкусил или надорвал. В большинстве случаев администрация магазина с пониманием относится к таким ситуациям, особенно если в них задействованы дети. Но встречаются среди работников торговли и принципиальные сотрудники, которые могут устроить спектакль из такой мелочи. В этом случае помните, что ни вас, ни вашего ребенка не имеет право обыскивать охранник, менеджер или какой-либо другой работник магазина. Администрация в этом случае должна вызвать полицию. И вам не нужно совершать никаких действий до приезда сотрудников полиции.

интересное в сети