Кто такой Жан Пиаже
В чем суть теории развития по Пиаже
Жан Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, родившийся в конце XIX веке и умерший в 1980-м. Он известен своими работами по изучению психологии детей, основал Женевскую школу генетической психологии. Пиаже создал свой подход к науке о природе познания — генетическую эпистемологию. Именно он придумал теорию когнитивного развития ребенка, состоящую из четырех стадий.
В своих научных изысканиях Ж. Пиаже пытался найти простое объяснение поведению ребенка, характерному для каждого возрастного этапа. Он активно изучал детский эгоцентризм — осознание своего места в обществе, умение социализироваться и находить общий язык с другими. В отличие от многих философов и психологов своего времени, Пиаже считал, что дети не примитивные создания — просто их мозг устроен иначе. В силу особенностей взросления какие-то вещи они могут понять и осознать гораздо позже.
Чтобы сделать правильные выводы, швейцарский психолог посвятил немало времени общению с детьми разного возраста, чтобы выявить их мотивы при различных ситуациях. Он отметил одну интересную особенность: в одном и том же возрасте большинство детей совершали в некоторых заданиях одни и те же ошибки, что позволило ему сделать ему вывод о незрелости детского мозга и когнитивных навыков. На основе его исследований и создана теория стадий развития.
Философ и психолог Жан Пиаже считал, что человек в процессе своего развития приспосабливается к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Для уравновешивания существуют два процесса: аккомодация и ассимиляция.
Ассимиляция — это процесс интеграции внешних элементов в структуры жизни, иными словами — опыт, который получаем извне и можем применять в своей жизни. Взрослея, каждый человек воспринимает новую информацию и адаптируется к ней, добавляя ее к уже существующим в голове знаниям. Иногда новый опыт, идущий вразрез со старыми представлениями о мире, должен пройти переосмысление. Чтобы по-новому понять происходящее вокруг, необходим пересмотр сформировавшейся в голове концепции, замена существующей схемы знания на новую — этот процесс называется аккомодацией. Ассимиляция и аккомодация существуют неразрывно.
Поначалу дети обладают сильным эгоцентризмом, считая все происходящее вокруг связанным только с ним. При этом ребенок не осознает себя как личность и не отделяет от происходящего вокруг. Постепенно он учится более автономному и осознанному мышлению, проходя четыре стадии развития. Все они разделены по возрастам.
4 стадии развития ребенка по мнению Пиаже
1. Стадия сенсомоторного интеллекта
Возраст: 0-2 года
В этот период ребенок отделяется от тела матери, но еще не осознает себя как нечто отдельное, как личность. Это осознание приходит к ему в конце этой стадии развития. До месяца все поведение ребенка ограничено врожденными рефлексами. Единственный способ общения с окружающими — плач, которым младенец извещает других о том, что ему что-то нужно.
Ребенок на этой стадии еще не видит связи между собственными действиями и их последствиями. Он активно пытается осваивать свое тело, повторяя многие действия за другими, например, стучит ложкой по тарелке, чтобы издать громкий звук. До четырех месяцев ребенок реагирует больше на громкие звуки и яркие оттенки. И ему не сразу удается овладеть простейшими рефлексами своего тела.
В этот возрастной период ребенок еще не может работать с глубинным смыслом окружающих предметов. Только ближе к году у младенца появляется общая координация различных частей тела, движения становятся более осознанными. Вы можете заметить, что ребенок начал действовать более целенаправленно, например, если он ползет к игрушке, он может более точно просчитать траекторию движений к ней, убирать препятствия на пути.
После года ребенок начинает осознавать вариативность действий и разный результат в зависимости от того, что он сделал. Вы можете заметить, что от года до полутора лет ребенок часто кидает предметы на пол. Он не балуется и не пытается вас злить — он изучает, как себя ведет та или иная вещь при падении. Но понять это логически он не может и проводит практический эксперимент.
От полутора до двух лет у ребенка появляются навыки мыслительного процесса. Он уже может додуматься, какой результат возможен у простейших, знакомых ему процессов. Также младенец учится активно взаимодействовать с миром с помощью речи, заявляя о том, чего он хочет (до этого в основном его близкие предугадывали его желания).
2. Период дооперациональных представлений
Возраст: 2-7 лет
Эта стадия называется так, потому что ребенок еще не до конца готов воспринять некоторые процессы. Ребенок постепенно начинает формировать «внутренний план». Он учится пользоваться Теперь он учится использовать различные символы. Например, берет какой-то предмет и придумывает ему новое применение в игре: карандаш — это градусник, составленные в ряд книги — стена дома и так далее.
Есть вещи, которые ребенок в этом возрасте не способен понять (или понимает ближе к концу этой стадии). Попробуйте провести эксперимент: возьмите два стакана одной емкости, но разной формы — высокий и узки и широкий и низкий. Налейте в высокий стакан доверху воды, а затем перелейте в низкий. Ребенок удивится, что по объему стаканы одинаковые.
При этом закон сохранения количества предметов он освоит уже на этой стадии. Вы можете заметить, что если расставите определенное количество кубиков на полу, а затем раздвинете их пошире, ребенок заметит, что их число не изменилось.
В этом возрасте можно натаскать ребенка на определенные ответы на вопросы, но не факт, что он по-настоящему их поймет и осознает. Стоит только немного изменить вопрос, на который он уже знает ответ, и малыш растеряется.
Мышление ребенка еще довольно эгоцентрично. Он оценивает все происходящее вокруг со своей точки зрения. Например, видит фигуры и других людей относительно своего фокуса зрения. Если их зеркально отобразить, он не поймет, что это та же фигура. Он также не сможет понять, что у человека, стоящего напротив него, левая и правая стороны зеркально отображены.
Также детям этого возраста свойственна центрация, то есть сосредоточение на каком-то одном, самом заметном, признаке предмета и игнорирование остальных. Если дать ему карточки объединенные каким-либо признаками, то он заметит только самый очевидный, например, цвет, но с трудом назовет другие.
В этом возрасте ребенок начинает выстраивать социальные отношения с другими людьми, особенно с ровесниками. До этого он общался только с семьей. При этом дети все еще эгоцентричны, их мышление и социальные навыки несовершенны, они часто совершают ошибки в очевидных для нас моментах, например, не могут договориться, как играть в салочки или не могут поделить игрушку.
На этой стадии существует такое понятие, как анимизм — когда ребенок наделяет окружающие предметы человеческими свойствами, думает, что его игрушки могут испытывать чувства. Также это период повышенного любопытства к окружающему миру. Будьте готовы к тысячам вопросов «почему?».
Дети до 4-5 лет часто не умеют шутить, обманывать, так как они считают, что окружающие их люди думают так же, как они и буквально читают мысли других. Они также считают, что их взгляды на окружающий мир полностью совпадают с мнением других людей. Они еще не способны отделять мышление каждого человека.
3. Период конкретных операций
Возраст: 7 -11 лет
В этом возрасте ребенок учится группировать и классифицировать предметы по нескольким признакам. Он не просто использует предметы, но и манипулирует ими на логическом уровне, например, считать несуществующих овец. Теперь уже ребенок может понять закон сохранения объема вещества (помните эксперимент со стаканами?).
Правда, в этом возрасте ребенок еще решает задачи поэтапно, не умея объединять и обобщать их. Именно поэтому вас может удивлять, почему ребенок долго сидит над задачей, где нужно сложить огурцы из двух корзин, если вчера он уже складывал яблоки.
В некоторых задачах дети уже начинают использовать логическое мышление, но оно еще не совершенно. Им все еще тяжело использовать абстрактные понятия, и дети всячески избегают их. Им необходимо выстроить простую и понятную схему от простого к сложному, чтобы понять принцип задания.
Зато на этой стадии уходит детский эгоцентризм, дети начинают задумываться, что чувствуют другие люди. Они буквально пытаются понять, что творится у других людей в голове, правда, выводы могут делать довольно нестандартные.
4. Период формальных операций
Возраст: от 12 лет
У подростка полностью формируется логическое и абстрактное мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, приводить аналогии, понимать метафоры и точку зрения другого человека. Именно поэтому в средних и старших классах математические задачи не привязаны к яблокам и огурцам. Им это не нужно для того, чтобы решить пример.
Также ребенок начинает обобщать все полученные знания, понимая, что многие предметы и темы связаны между собой в единое целое, а не разделены на параграфы, как в учебнике.
В этом возрасте детей начинают интересовать вопросы морали, философии, этики, социальные и политические проблемы. Они уже начинают задумываться о своем будущем и строить планы.
Ребенок начинает мыслить гипотетико-дедуктивно. Иными словами, он выдвигает ряд гипотез, проверяет их и на основе полученной обратной связи делает выводы о действительном положении вещей. Кстати, некоторые одаренные дети могут достичь этой стадии чуть раньше, чем их сверстники.