Каждый родитель любит своего ребенка. Но порой, несмотря на это, у мам и пап есть привычки или модели поведения, которые можно назвать токсичными. На первый взгляд, они безобидны, но могут нанести реальный вред эмоциональному развитию детей.

Вот пять самых распространенных токсичных привычек, которые родители порой даже не осознают.

токсичные родители
Фото
triocean / iStock / Getty Images

1. Кричать

Конечно, каждый родитель иногда кричит на ребенка, но когда у вас входит в привычку делать это слишком часто, это может серьезно сказаться на ваших отношениях с детьми.

Родителям важно понимать разницу между разовой ошибкой и систематическим поведением.  Крик действительно работает в определенных ситуация. Например, когда ваш ребенок делает что-то опасное или вредное, и вам нужно быстро привлечь его внимание. Но исследования показывают, что это не самая эффективная форма побуждения детей изменить свое поведение. Кроме того, это может снизить самооценку детей и в конечном итоге привести их к более агрессивному поведению.

Трудно понять, как определить, что вы слишком много кричите на ребенка. Красный флажок здесь может быть таким: если вы оправдываете свое поведение фразой: «Сын или дочь меня даже не услышит, пока я не закричу», пора задуматься.

2. Сравнивать братьев и сестер

Когда у вас несколько детей, невозможно совсем не размышлять о том, насколько они разные или похожие. Но сравнение детей даже маленькими, казалось бы, незначительными способами может сказаться на них негативно.

«Если у вас более одного ребенка, пожалуйста, постарайтесь не сравнивать их вслух, ни для мотивации, ни для дисциплины», — говорят эксперты.

3. Навешивать ярлыки

Даже кажущиеся положительными «ярлыки» могут вызвать у ребенка проблемы в будущем.

«Когда мы говорим „ты умный“ или „ты спортивный“, мы хвалим его природные способности, а не то, чего он добился. Более того, если наш ребенок испытает в чем-то неудачу в следующий раз, он останется сбитым с толку, ставя под сомнение свои собственные способности. Если он умный, почему у него не получилось?», — говорит Эми Маккриди, педагог по обучению родителей.

В качестве альтернативы психологи советуют попробовать описательную похвалу. Старайтесь замечать все положительное, что дети делают в течение дня. И потом говорите: «Я видела, что ты помогал брату или сестре делать что-то. Это здорово, это проявление ответственности». Или: «Я видела, как сильно ты сегодня старался сделать то-то и то-то. Я горжусь твоими усилиями».

аппендицит у ребенка
Фото
Getty Images

4. Подавлять негативные эмоции

Одна из самых важных задач родителей — помочь детям развить эмоциональный интеллект, научив их определять, что они чувствуют, и давать эмоциям имя. Но ребенок не может этого сделать, если он получает прямое или косвенное подтверждение от мамы и папы, что ему на самом деле не следует испытывать те чувства, которые у него возникают. Или что сами по себе эти чувства плохи. У истерики и вовсе могут быть очень уважительные причины, об этом тоже нужно помнить.

Например, по мнению экспертов, сказать ребенку, что он или она «Плачет как маленький» — жестокость, которая вдохновит его подавить свои чувства или замкнуться в себе.

Вместо этого покажите детям, как вы сами справляетесь с подобными чувствами. «Если вы расстроены из-за того, что что-то забыли в продуктовом магазине, поделитесь этим чувством: «Я так расстроена. Я забыла купить молоко!» Затем вы можете моделировать навыки самообладания и решения проблем. Например, сказать: «Нужно сделать несколько глубоких вдохов, чтобы успокоиться — это часто мне помогает», — рекомендует Институт детского разума.

Проведите своего ребенка по этапам понимания чувств, помогите ему рассказать о них и покажите, как лучше справиться с негативными эмоциями — разочарованием или страхом.

5. Говорить «ты всегда / никогда…» или «ты делаешь меня…»

Сказать детям что-то подобное — просто непродуктивно. И эксперты говорят, что это может быть тревожным сигналом, что вы перестали интересоваться, почему ваш ребенок ведет себя именно так. С другой стороны — вы жалуетесь малышу на него же.

Вместо этого подумайте о конкретном поведении, на которое вы хотите повлиять, и о вещах, которые обычно происходят до этого поведения — именно здесь вы можете помочь внести практические изменения. Четко сформулируйте свои ожидания и помогите детям справиться с изменениями. 

Еще одна фраза, на которую следует обратить внимание, — это вариации фразы «Вы делаете меня…» Например, «вы сводите меня с ума», «вы меня просто выматываете», «вы заставляете меня кричать» и тому подобные. Помните: ваш ребенок не несет ответственности за ваши эмоции или ваше состояние.