Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

9 занимательных фактов о развитии мозга ребенка до трех лет

Полезно знать родителям, интерпретируя поведение малышей.

30 июля 2022
9 занимательных фактов о развитии мозга ребенка до трех лет
Источник:
Pexels.com

«От любви до ненависти один шаг» — так часто думают родители, глядя на поведение маленького чада. Он то лезет обниматься, то кричит, что ненавидит вас из-за того, что ему не купили плюшевого мишку. Что же происходит в мозгу ребенка? Норма это или в воспитании что-то пошло не так?

Хуже видят

Груднички в буквальном смысле иначе видят мир. Их зрение еще не так совершенно, как у детей постарше.

До трех месяцев младенцы видят то, что находится в пределах 25 сантиметров от глаз. Различать цвета они начинают к трем-четырем месяцам. Сначала осваивают сине-желтый спектр, к четырем-пяти месяца — красно-зеленый.

Трехмерная модель окружающих предметов также формируется не сразу. Так что не стоит удивляться тому, что младенец не узнает членов семьи и не держит с ними зрительный контакт, не замечает какие-то игрушки. Они больше реагируют на запахи и звуки (голоса близких).

Лучше слышат

У детей слух острее, чем у взрослых. Они способны различать гораздо больше звуков. Поэтому они легче осваивают новые языки и болезненно реагируют на громкую музыку.

У маленьких детей вообще очень пластичная нейронная сеть в головном мозге. Новые нейроны растут и перестраиваются гораздо быстрее.

Слух формируется у плода с 9-й по 18-ую неделю, но в утробе матери он приглушенный из-за околоплодных вод. После рождения к 4-6 месяцам младенец различает тон голоса, определяет, нежный он или строгий.

Если вы повышаете на ребенка голос, ругая за поступок, он скорей отметит вашу сердитую интонацию, чем смысл сказанного.

Имеют узкий эмоциональный спектр

Маленькие дети одновременно могут испытывать одну сильную эмоцию, она затмевает все остальные. Именно поэтому они в сердцах кричат, что ненавидят нас, когда злятся из-за чего-то. На самом деле, они так не думают. И лезут обниматься, как только успокоились.

Эгоцентрики

Кажется, будто маленький ребенок считает себя центром Вселенной и часто отказывается принимать точку зрения взрослых. Ему говорят: «Почему ты раскрасил небо зеленым цветом?», но он считает — а почему нет? И аргументы здесь приводить бессмысленно.

В подтверждение этой точки зрения швейцарский психолог Жан Пиаже провел исследование среди трехлетних детей. Если у малышей в этом возрасте спросить, сколько у них братьев и сестер, он назовет цифру, включая себя. Ему скорей всего не придет в голову не считать себя.

Но не путайте этот этап развития мозга с эгоизмом.  Ребенок действительно считает, что окружающий мир сосредоточен только на нем. Как человечество когда-то было уверено, что Солнце вертится вокруг Земли, так же и ребенок не всегда понимает реальную картину мира. Осознание приходит постепенно.

Характерная для маленьких детей эгоцентрическая речь напоминает монолог, адресованный никому. Тот же пресловутый кризис трех лет часто связан с отрицанием мнения, навязанного родителями. Через бесконечные «нет» ребенок сначала освобождается от принуждения, а затем начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

Нерационально мыслят

Мозг развивается снизу вверх: от подкорковых структур к коре. Кора головного мозга развивается от правого полушария к левому, от задних отделов мозга к передним. У детей сначала созревают те участки, которые отвечают за творчество, и последними созревают префронтальные области, которые отвечают за логику. Полностью они формируются к 30 годам. Именно поэтому действия ребенка кажутся такими нелогичными.

Читайте также: 15 новых книг для детей, от которых невозможно оторваться

9 занимательных фактов о развитии мозга ребенка до трех лет
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Не умеют обобщать

Двухлетние дети не могут обобщать предметы и явления. Если они осваивают какой-то навык при определенных обстоятельствах, то повторить смогут его только в тех же условиях. Например, если девочке показать, как сделать кукле прическу с заколкой, ей не придет в голову сделать то же самое со своими волосами. А в другой обстановке она вообще может забыть об этом.

Если малыша отругали за разрисованные   обои, он не поймет, что за рисунки на обивке дивана его тоже по головке не погладят.

Именно поэтому бессмысленно анализировать поведение ребенка на улице после того, как вы оттуда ушли. Он не поймет. Если чадо сделало что-то не то, надо говорить по факту.

У маленьких детей нет полной картины мира и плохо работают причинно-следственные связи, они не могут оценить последствия своих поступков. Именно поэтому нам кажется порой, что они шкодят назло, каждый день повторяя то, за что их отчитали накануне.

Уверены, что все знают то же, что и они

Ученые не раз проводили эксперименты, которые показывают, что ребенок до трех лет уверен, что все вокруг знают то же, что знает он. Поэтому он искренне удивляется, почему ваш сосед не знает его любимого персонажа из мультфильма или имя его дедушки.

Зато уже от пятилетнего ребенка, наоборот, вы можете услышать такую фразу: «Ты тоже видела этот мультик?».

Оценивают количество, а не качество поступков

Жан Пиаже, изучавший психологию маленьких детей, отмечает, что дети часто неправильно оценивают, хороший поступок кто-то совершил или плохой. Они не способны проанализировать, с какими намерения сделано действие, зато легко определяют, за какие последствия их накажут.

В одном из экспериментов у детей спрашивали, кто больше виноват: тот, кто разбил десять стакан случайно, или тот, кто разбил один специально. В основном, дети голосовали за первый вариант. Для них количество плохих поступков оказалось важнее намерения, с которым их совершали.

Читайте также: семья Алисы Тепляковой: что известно о родителях и как они растят вундеркиндов

Считают, что их не видят, если не видят они

Каждый, кто играл с дошкольником в прятки, мог заметить, что он недостаточно хорошо прячется. Порой за диваном спрятана только голова. И малышу кажется, что раз он не видит того, кто его ищет, то и его не видно.

Просто мозг ребенка еще не до конца сформирован, и они все воспринимают через призму своих мироощущений.

Те же опыты показали, что если трехлетке предложить пообщаться с человеком, который закрывает руками рот, уши и глаза, то ребенок откажется. Ответы маленьких участников эксперимента удивляют. Они считают, что, если человек закрыл глаза, его нельзя увидеть, если закрыл рот, ему ничего нельзя сказать, а закрытые уши взрослого, по мнению детей, мешают им его услышать. То есть трех-четырехлетний ребенок не только воспринимает мир иначе, но и считает, что другие думают так же.

С использованием материала НЭН.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения