логопедические игры
Фото
Getty Images
Дарина Карпова

Дарина Карпова

Учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Москвы

Светлана Корехова

Светлана Корехова

Учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Москвы

Прежде чем научиться осознанно читать и писать, малышу предстоит освоить несколько других важных навыков: научиться различать похожие звуки (например, [с] и [з]), помнить, как выглядит обозначающая звук буква и знать, где именно ее нужно писать.

Звуки, произносимые отдельно, не несут никакой смысловой нагрузки, но, если они объединяются в правильной последовательности, рождается слово, появляется значение. Поэтому для письма и чтения нужно уметь не только различать, выделять звуки, но и объединять их в нужной последовательности. Плавно подойти к изучению грамоты помогут некоторые логопедические игры.

Учимся различать звуки

Эти игры помогут научиться воспроизводить услышанные цепочки слогов и не путать между собой похожие звуки.

«Инопланетянин»

К вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним:

ма — ма — на, та — да — да, бо — бо — по, ву — ву — фу и т.д.

Смысл в том, чтобы чередовать звонкие и глухие звуки. Сначала роль инопланетянина берет на себя взрослый, а затем ребенок.

«Назови лишнее»

Взрослый произносит слоговые цепочки:

га — га — га — ха — га, ша — ша — ша — жа — ша и другие, также чередуя звонкие и глухие согласные. Ребенок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог — тот, что звучит по-другому.

Важно не путать звуки между собой. Для закрепления результата сыграйте в «Путаницу».

Прочитайте ребенку следующие шуточные предложения:

  • Русская красавица своей козою славится.

  • Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

  • Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Найдите с ребенком, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих? На всякий случай подсказка: заменяем звонкий согласный на глухой.

«Исправь ошибки Незнайки»

Незнайка гостил у бабушки в деревне, и вот что он там видел. Предложите ребенку внимательно прослушать и исправить ошибки.

  • Коса прыгнула через забор.

  • Колова даёт вкусное молоко.

  • Рошадь жуёт сочную траву.

  • Кочка ловит мышку.

  • Собаха сторожит дом.

Учимся анализировать звуки

«Найди звук в слове»

Выбираем звук, который будем искать, а затем произносим слова — в одним этот звук есть, а в других нет задача ребенка — найти те, в которых звук присутствует. Или попросить малыша самому подобрать слова, например, со звуком [c].

Вариантов игры множество: можно называть овощи или фрукты с данным звуком, вспоминать имена или города, искать звук в названии предметов из конкретной комнаты, на полках магазинов и т.д. Таким образом можно постепенно отрабатывать все звуки, последовательно предлагая игры.

«Определи место звука в слове»

Будущему первокласснику необходимо определить, где находится заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце. У игры также существует множество вариантов. Хорошо давать детям зрительную опору: например, из подручных материалов соорудите поезд с тремя вагонами, обозначьте начало поезда, середину и конец, а затем попросите ребенка «рассадить» фигурки животных по вагонам в зависимости от того, где находится заданный звук. Можно строить дома из игрушечных кубиков в начале, в середине, в конце улицы, расселять «жителей» и т.д.

«Назови первый/последний звук в слове»

В этом упражнении взрослый не называет конкретный звук, а предлагает ребенку самому его определить. Интересным вариантом игры будет создание «волшебного» мешочка с предметами: ребенок поочередно вынимает предметы из мешочка и определяет первый звук в их названии. Также можно определять первый или последний звук в названии покупок, овощей, растущих на огороде, предметов, которые необходимо взять с собой на пляж, например.

логопедические игры
Фото
Getty Images

Учимся составлять слова

«Собирайка»

Ребенку необходимо составить слово из звуков, предоставленных в правильной последовательности. На первом этапе можно использовать вспомогательный материал в виде картинок.

Например: называем звуки, а ребенок думает, какое слово из этих звуков получается: к, о, т; к, и, т; л, у, н, а; д, и, в, а, н.

«Зашифрованные послания»

Перед ребенком картинки, а также схемы слов (можно нарисовать на листочке и картинки, и схемы). Ему необходимо подобрать схемы к картинкам.

Например, у тебя есть карточки, который можешь понять только ты, ведь в них спрятаны слова. Подумай, какие слова здесь спрятаны, а в этом тебе помогут картинки.

Картинки: утка, окно, мама, рама, каша, луна, ложка.

«Забывалка»

Взрослый начинает произносить слово, ребенок должен его закончить.

«Мне нужна твоя помощь! Я забыла сегодня многие слова. Может, ты сможешь мне напомнить их? Я начну их произносить. А ты закончи за меня: па (па), кры (ша), лож(ка), поми (дор)».

«Рассыпанные слова»

Ребенку необходимо составить слово из звуков, предоставленных в неправильной последовательности. Чтобы малышу было проще, можно написать звуки на карточках.

Материал: мак, кот, луна, муха, лапка, кошка, волк, крыша.

Запоминаем буквы

Малыш легко справляеся с играми для развития фонематического слуха? Значит, можно переходить к знакомству с буквами.

Если ребенок еще не умеет читать, то буквы называют не так, как в алфавите (эс, пэ, эм), а произносят как звук — отрывисто и четко — [С], [П], [М] и так далее. Это облегчит процесс обучения чтению. Несмотря на то, что на данном этапе звук и буква называются одинаково, каждый раз обращаем внимание детей на то, что буквы мы видим и пишем, а звуки — слышим и произносим.

«Нарисуй букву»

Рисовать можно на песке, на манке, выкладывать из семечек, скрепок, ниток, мелких ракушек и камней, а также лепить из пластилина. Также можно конструировать буквы из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

«Исправь букву»

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их. В роли жучка-буквоеда может выступать стирательная резинка, также можно просто написать буквы на листе не полностью.

«Рисуем на спине»

Повесьте на стену большой лист бумаги. Дайте ребенку маркер и попросите его встать перед листом. Напишите на его спине указательным пальцем печатную букву. Пусть ребенок повторит ее на листе. Убедитесь, что он почувствовал, что вы написали. Для этого рисуйте буквы большого размера и медленно.

В какую бы вы игру ни играли, нужно соблюдать простые и важные правила: не перегружайте малыша, играйте понемногу, но регулярно. Также хвалите будущего школьника, предлагайте свою помощь.