как научить ребенка правильно держать карандаш
Фото
Catherine Falls Commercial / Moment / Getty Images
Дмитрий Григорьев

Дмитрий Григорьев

Врач-нейропсихолог высшей категории, врач-логопед сети детских клиник «СМ-Доктор»

Меня часто спрашивают, когда начинать обучение, как держать карандаш? Отвечаю: с самого раннего возраста, когда малыш только научился брать погремушку, ложку. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче ребенок сможет адаптироваться в детском саду. Можно приступать к регулярным занятиям и в 3-4 года, но не позже: у дошколят слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, еще не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. У здоровых деток примерно к третьему году обучения навык письма автоматизируется. Это позволит им успешно осваивать школьную программу.

Мелкая моторика рук влияет на развитие всего растущего организма, но особенно головного мозга и ЦНС. Поэтому перед родителями прежде всего стоит задача укрепить мелкие мышцы и сделать пальчики сильнее.

Чтобы понять, какая рука у ребенка ведущая, начинайте наблюдать за ним с 2–2,5 лет. Уже к четырем годам можно заметить первые признаки леворукости, но окончательные выводы можно будет сделать ближе к подростковому возрасту. Если малыш левша, то переучивать его не надо».

Новый опыт

Перед занятием убедитесь, что ребенок в хорошем настроении, выспался и способен воспринимать информацию. Оптимальное время для обучения — с 10:00 до 12:00.

Рассмотрим классический вариант: лист бумаги расположен под углом 45 градусов, середина листа пропорциональна середине груди, кончик карандаша смотрит в плечо. Рука лежит на мышцах, которые активны при рисовании карандашом.

Шаг 1. Попросите малыша расставить в стороны большой и указательный палец, а остальные — прижать к ладони.

Шаг 2. Положите карандаш на образовавшуюся между пальцами «воронку» и на согнутый средний палец.

Шаг 3. Малыш держит карандаш большим и средним пальцами, а помогает себе указательным. Предложите ребенку поднять его — карандаш не должен упасть.

Шаг 4. Определяем удобную высоту для пальчиков. Ребенок держит карандаш вертикально вниз носиком. Затем медленно скатывается пальцами вниз, пока не почувствует, что ему комфортно.

Шаг 5. Расскажите, что сильно сжимать пальцы, как и чрезмерно давить на карандаш, не нужно.

Шаг 6. Проводим линию. Если она идет сверху вниз, кисть находится от нее справа; если черта горизонтальная, рука располагается снизу.

как научить ребенка правильно держать карандаш
Фото
Getty Images

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

У малышей мелкая моторика развита недостаточно, поэтому они держат игрушку или карандаш, как им удобно, — обычно всеми пальцами, крепко сжимая кулак. Это неправильный захват. В более старшем возрасте некоторые дети изо всех сил сдавливают ручку, выставляя пальцы вперед.

Какие еще признаки говорят о том, что в процессе обучения что-то пошло не так? Указательный палец расположен выше большого; ребенок вращает лист бумаги, а не карандаш; верхняя его часть направлена к шее, а не к плечу.

Если вовремя не избавиться от ошибок или начать переучивать ребенка-левшу, негативная привычка укоренится, а последствия будут самыми неприятными:

  • быстрая усталость руки во время работы;

  • плохой почерк;

  • неровные линии;

  • сильный нажим;

  • высокий тонус в руках;

  • ухудшение осанки и зрения;

  • низкая скорость письма и выполнения заданий;

  • утрата интереса к учебе.

«Во время рисования дети наклоняют голову, подстраиваясь под кончик карандаша. При неправильном положении руки и пальцев меняется нагрузка, и тонус мышц усиливается. Они, свою очередь, давят на артерии головного мозга, возникают усталость и рассеянность, — объясняет эксперт. — Иногда при письме кисть уходит внутрь, к груди ребенка, а локоть выдвигается вперед. Так мелкомоторные движения становятся крупномоторными. По этой причине у детей-кесарят могут возникнуть проблемы в шейном отделе.

Дело в том, что когда ребенок рождается, продвигаясь по родовому каналу, он испытывает давление на голову. Его тонусное напряжение является, своего рода, мышечным корсетом, который предотвращает отклонение головы назад. У кесарят такого защитного механизма нет. Поэтому из-за гипертонуса их почерк нередко отличает сильный нажим и мелкие буквы».

Виктория Беляева

Виктория Беляева

Учитель-логопед, воспитатель МБДОУ № 291, педагог высшей категории

«Как добиться того, чтобы рука не уставала? Прежде всего, подготовить ее к письму. Для этого в начале занятия, которое длится 20-25 минут, делаем пальчиковую гимнастику, а затем — упражнения на развитие мелкой моторики: нанизывание бус, развязывание узелков; аппликация; лепка (пластилин, слайм, телескопический песок); штриховка, обведение по контуру, раскрашивание. Постепенно кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость.

Обязательно обращаю внимание на то, как малыш рисует или пишет, и не позволяю делать это неправильно. Во время работы рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Я рисую на среднем пальце малыша точку, которой должен касаться карандаш. Такую же метку можно оставить на карандаше, это помогает следить за тем, чтобы расстояние от кончика грифеля до указательного пальца было около 2 см».

как научить ребенка правильно держать карандаш
Фото
Getty Images

Учимся, играя

Есть несколько способов научить ребенка правильно держать карандаш:

  1. Мелки. Разломите их на кусочки длиной 3 см и дайте малышу — ребенок автоматически будет держать их при помощи трех пальцев. В теплую и сухую погоду занятия хорошо проводить на улице.

  2. Дартс. Представьте, что карандаш — это дротик, и его нужно метнуть в лист бумаги. Игра всегда вызывает у детей большой интерес.

  3. Салфетки. Половинку салфетки нужно прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Остальные пальцы держат карандаш.

  4. Забавные насадки в виде зверушек с выемками для пальцев. Они продаются в отделах канцтоваров, бывают для левшей и правшей. Всего через два месяца с начала использования таких «тренажеров» у ребенка формируется мышечная память.

Константин Мутюк

Константин Мутюк

Травматолог-ортопед, оперирующий специалист сети детских клиник «СМ-Доктор» детской клиники «СМ-Доктор»

Неправильная мебель и плохая осанка могут привести не только к развитию различных заболеваний опорно-двигательного аппарата у ребенка, но и к снижению его когнитивных функций. Школьник может испытывать трудности с памятью, да и в целом с успеваемостью. Чтобы этого избежать, при организации рабочего места следует придерживаться определенных рекомендаций.

  • Желательно, чтобы цвет столешницы был светлых, спокойных оттенков, поскольку яркие цвета ухудшают концентрацию и способствуют быстрой утомляемости. В любом случае каждые 30-40 мин необходимо делать разминку в виде несложной гимнастики.

  • У правшей источник освещения должен быть слева, у левшей — справа.

  • Важно, чтобы столешница регулировалась по высоте и углу наклона. Для рисования — 5 градусов, для письма — 15 градусов, для чтения — 30 градусов.

  • Высота спинки стула должна доходить до угла лопаток. Поясничная подушка обеспечит равномерное распределение нагрузки.

  • Стопы опущены на пол или стоят на специальной подставке.

  • Угол в коленных суставах — 90-120 градусов, между бедром и позвоночником — 90-120 градусов, в локтевых суставах — 90 градусов.

  • Расстояние от груди до стола должно быть равно ширине детской ладони.