
Юлия Архипова
педагог-психолог высшей категории

Татьяна Киселева
кандидат психологических наук
Первые навыки наблюдений ребенок приобретает еще в первые месяцы жизни, по мере образования у него условных рефлексов. Сначала он реагирует на большие, движущиеся, яркие предметы, необычные звуки или запахи, восприниет предметы целостно, не детализируя. Потом в процессе игры – уже в дошкольном возрасте – начинает подмечать детали предмета, выделять существенные признаки, его отдельные свойства (колесико крутится, фартучек шуршит). В старшем дошкольном возрасте восприятие становится более организованным и «управляемым», а значит, развивается детальная наблюдательность.
Наблюдательность – не врожденное качество, его можно и нужно целенаправленно развивать. В этом ребенку могут помочь взрослые. Их задача – обращать его внимание на существенные признаки, учить отделять главное от второстепенного. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают усвоить их названия, отвечают на многочисленные вопросы «почемучек». Так дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам.
Наблюдательность – это способность подмечать характерные существенные, но малозаметные свойства предметов и явлений.
Как тренировать наблюдательность?
- Самая лучшая форма развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте – игра. Начинать играть можно уже с трехлетними детьми. В игре они учатся различать и анализировать свойства предметов – их цвет, форму, величину, вес. Одновременное осуществление игровых действий и движений закрепляют полученную информацию. С точки зрения развития эмоционального интеллекта важно, чтобы ребенок, играя, получал эмоциональный заряд радости и интереса.
- Рисование и лепка также имеют большое значение для развития восприятия и наблюдательности. Передавая на бумаге, холсте или в пластилине, глине контуры предметов, различая оттенки цветов и т.д., дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения.
- Активными инструментами развития наблюдательности также служат занятия рукоделием или создание чего-либо по образцу с учетом деталей. Примерами могут служить вышивание лентами, нитками, бисером для девочек, конструкторы, или поделки «сделай сам» – для мальчиков.
Наблюдательность можно поэтично назвать утонченностью восприятия. Она, конечно, связана с вниманием, и в частности, со способностью к концентрации внимания. Тесты и упражнения на развитие наблюдательности чаще всего содержат задания на тренировку внимания, зрительной памяти: найди отличия, посмотри, что изменилось (отыщи на картинке спрятанных зверюшек, цифры и т.п.). Настольные игры также могут способствовать развитию наблюдательности, особенно те, в которых делается акцент на внимание к деталям (запоминание комбинаций цифр, алгоритмов действий и др.). Это и всем известные шахматы, шашки, и стратегические, абстрактные, игры-бродилки (например, «Каркассон», «Монополия», «Уно», «Эрудит»). Они все учат сосредоточенности, концентрации внимания, запоминанию, а попутно способствуют развитию взаимодействия между игроками, умению договариваться и другим социальным и коммуникативным навыкам. Так, в настольной игре «Интересвиль. Путешествие в волшебную страну эмоций» развивается наблюдательность к людям, их эмоциям, настроению (такого рода наблюдательность – важнейший жизненный навык)!
Чтобы ребенок стал наблюдательнее, ему должно быть элементарно интересно. И немного удивительно. Эти эмоции – удивление и интерес способствуют возникновению любознательности!
Чтобы разбудить пытливость ума своего чада, чаще задавайте вопросы про все вокруг: почему небо голубое, почему трава зеленая, почему яблоко на землю падает, а не улетает в космос… Самые неожиданные и даже странные вопросы про то, что кажется само собой разумеющимся, будут весьма кстати! Здесь важно не бросить ответ на произвол судьбы, а дать помочь ребенку найти ответ, если он не может сделать это сам, или подсказать, где искать. Спрашивайте и отвечайте эмоционально, с юмором, удивляйтесь сами и вызывайте удивление у своего ребенка, и в итоге вы разовьете любознательность, а затем и наблюдательность.
5 игр для развития наблюдательности у детей
Вот несколько простых упражнений на развитие внимательности и наблюдательности.
- По дороге в детский сад или просто на прогулке считайте заданные предметы (например, только красные машины или только березки). Проявите фантазию: можно и дома листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей (подойдут книги с картинками, на которых много деталей). Еще один вариант такой игры: посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).
- Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны или просто их искать, замечать, считать. Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года, а потом сделать из снимков слайд-шоу или презентацию – получится фильм!
- В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать, что было вчера, а что сегодня. Вглядитесь вместе с ребенком в знакомый пейзаж: попробуйте определить, что изменилось, а что осталось прежним. Хорошее упражнение – пытаться увидеть в обыденных вещах что-то новое или необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что еще вчера ускользало от вашего внимания.
- Вы едете в автобусе. Попросите ребенка закрыть глаза и спросите, как одет человек, который сидит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребенка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос (или одежды) у тех, с кем он играет.
- Лица людей – особая тема для развития наблюдательности. Пусть ребенок учится «читать» эмоции людей по лицам (радость, грусть, гнев, восторг и т.п.). Рассуждайте вместе на эту тему. Это хороший навык, не только развивающий наблюдательность, но и тренирующий эмпатию, что очень полезно для развития эмоционального интеллекта.
Наблюдайте вместе с детьми! Это позволит развить любознательность, получить разнообразную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка интересным и увлекательным.
Комментарии
0