Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Какие звуки должен уметь говорить малыш в 6, 8, 12 месяцев и далее: памятка для родителей

Малыш овладевает речью постепенно и с определенной закономерностью

11 апреля 20234

Первые звуки, которые грудничок начинает произносить, обычно вызывает у родителей бурю восторгов. Малыш и сам доволен — с интересом прислушивается к своей речи и активно развивает ее через гуление и агуканье. Но это еще не осмысленная речь — лепет нужен для развития голосовых связок, а не для выражения мыслей.

Какие звуки должен уметь говорить малыш в 6, 8, 12 месяцев и далее: памятка для родителей
Источник:
Unsplash/Colin Maynard

Ближе к году у младенца в арсенале устной речи есть много других звуков, некоторые ребенок выдает со смыслом и вполне осознанно. И нет ничего более милого и трогательного, чем детский лепет. Ребенок растет и учится звукопроизношению, а это далеко не легкая задача.

Но если в два-три года все малыши изъясняются, как могут, не выговаривая половины букв алфавита, то к 5 годам дефекты речи ребенка взрослым режут слух. Многие родители волнуются, когда ребенок должен уметь «чисто» говорить, произносить все звуки, а когда пора обращаться к логопеду, если что-то не получается?

О том, как происходит становление речи у ребенка и в каком возрасте он должен освоить самые трудные звуки, рассказывает специалист — логопед-дефектолог.

Светлана Каткова

Учитель, логопед-дефектолог, олигофренопедагог

- В русском языке, как и в других языках мира, существуют нормы появления звуков речи у детей. Для овладения правильным произношением ребенку необходимо слышать правильную речь взрослых, четко воспринимать ее на слух и иметь достаточно подготовленный для произнесения артикуляторный аппарат.

В онтогенезе, естественном становление речи, определяющим фактором является артикуляционная сложность звуков. То есть чем труднее выговорить звук, тем позднее он появится в речи ребенка. Поэтому малыш овладевает речью постепенно и с определенной закономерностью.

Примерные нормы развития речи у ребенка

0-6 месяцев

Самыми первыми звуками, которые младенец осваивает в первые месяцы жизни, становятся гласные: А, О, У, И, Э.

6-12 месяцев

Между 6 месяцами и годом у малыша хорошо получаются губные звуки — П, Б, М и их мягкие формы Мь Бь Пь. Первые звуки сначала образуют гуление (уа, иу и т.д.), а затем лепет (бабаба, папапа, мамама). Они самые простые по произношению, но они могут вызывать у ребенка сложности. Если вы заметили, что лепетная речь так и не возникает в 8-12 месяцев, а речь ребенка наполнена только гласными («мама» звучит как «аа» или «гага»), стоит показать ребенка специалисту по раннему развитию детей, логопеду-дефектологу. Возможно, это связано с нарушением, которое нужно исправить, например, проделать несколько сеансов логопедического массажа, и губные звуки появятся.

1,5 — до 2,5 лет

Чуть позже, от полутора до двух с половиной лет, в речи ребенка появляются такие звуки, как Й, В, Ф, Г, К, Х, Н, Т, Д и их мягкие формы. Также в этом возрасте кроха осваивает звук Ы и учится различать согласные по твердости-мягкости, подбирая правильный вариант. Из речи уходят смягченные звуки: так, вместо «дедя» малыш говорит «деда», вместо «Тяня» у него получается «Таня». 

Какие звуки должен уметь говорить малыш в 6, 8, 12 месяцев и далее: памятка для родителей
Источник:
pinterest.com

3 года

Ближе к трем годам ребенок чаще всего умеет говорить четко звуки С, З и их мягкие формы Сь Зь. Допустимы смягченные варианты этих звуков и такие замены, как «сок — сёк», «зуб — зюб». А вот если малыш меняет звуки в слове «сок» — на «фок/хок» или «зуб» — на «вуб/хуб», то это уже повод обратиться к специалисту.

4-4,5 года

Это возраст, когда в целом у ребенка многие звуки речи должны уже сформироваться. Если в этом возрасте речь неразборчива и малопонятна окружающим, много замен звуков, они звучат искаженно, родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду.

4-5 лет

Между 4-5 годами у детей появляются звуки так называемого верхнего подъема — Ш, Ж, Ц, Ч, Щ. Они более сложные по произношению и требуют хорошо подготовленного артикуляционного аппарата и дифференциации на слух. В речи малыша допустимы такие замены, как «шапка — сапка», «жук — зюк», «цапля — сяпля». Если же он говорит не «шапка», «фапка/хапка» или не «жук», а «вук/хук», то это уже не норма.

5-6 лет

К этому периоду появляются самые сложные по артикуляции звуки (соноры) — Л, Ль, Р, Рь. Считается, что дошкольник может еще не четко произносить их («луна — йуна», «лес — йес», «рама — лама», «рис — лис»). Но если ребенок говорит вместо слова «луна» «вуна/нуна» или вместо «рамы» «гама/вама» или другие звуки, то пора идти на консультацию к логопеду. Еще одна распространенная патология звукопроизношения — это горловое произношение звуков Р-Рь, звук звучит как бы хрипло.

К 6 годам заканчивается процесс формирования звукопроизношения. Если звуки речи у ребенка не сформированы или сформированы неправильно, то сами собой они уже вряд ли появятся, поэтому лучше показать ребенка логопеду. Нужно исправить ошибки в речи у ребенка до начала его обучения в школе. Во-первых, это важный психологический момент. А во-вторых, искаженное произношение звуков может повлиять на качество учебы, первокласснику сложнее осваивать навыки чтения и письма.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения