Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Литература вне закона: какие книги из школьной программы спрячут от детей

Библиотеки обязаны выдавать книги, на которых должна быть маркировка по возрасту, а те издания, что отмечены как 18+, и вовсе убрать в отдельное помещение. Но ведь практически вся литература, которую изучают в старших классах, написана не для детей.

13 августа 2020

Вообще-то давно не новость, что в российских библиотеках и книжных магазинах каждое издание  имеет маркировку по возрасту — 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+.  Классификацию определяют  издательства, следуя критериям  федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Чтобы распределить произведения в нужную группу, трудятся целые комиссии экспертов  — лингвистов, психологов, юристов.

Литература вне закона: какие книги из школьной программы спрячут от детей
Источник:
Getty Images

Если сильно упростить требования, то в двух словах можно объяснить так: в книгах 6+ не должно быть сцен, вызывающих у детей страх и панику. В  произведениях, рассчитанных для учеников старше 12 лет, могут быть эпизоды жестокости, но без натурализма, при этом должны вызывать осуждение.

В книгах, разрешенных для 16-летних подростков, если и есть информация о наркотических  веществах, то с условием, что выражается отрицательное отношение, указывается опасность, не эксплуатируется интерес к сексу.

С маркировкой 18+ идет литература, в которой сюжет может победить подростка к неразумным поступкам, угрожающим его жизни или здоровью, отрицающий семейные ценности, пропагандирующий нетрадиционные сексуальные отношения, тексты содержат нецензурную брань и т.д.

И если с литературой, написанной после 2012 года, когда закон вступил в силу, все более-менее понятно (18+ — это триллеры, боевики, ужастики и эротика), то с классикой получилась путаница. Сначала ее эксперты сочли слишком взрослой для детей, но когда в список попали Есенин, Маяковский, Бродский и другие изучаемые в школе авторы, законодатели поспешили дать разъяснение — классическая литература не должна иметь возрастных «пометок», это же культурное наследие страны.

Но требования к маркировке при этом остались в силе. Поэтому многие книги имеют одновременно разные возрастные рекомендации: «Тихий Дон» Михаила Шолохова можно найти с пометкой 18+, 16+ и 12+; «Доктор Живаго» маркируют 16+ и 12+, «Три товарища» Ремарка — и 12+ и 16+. Это говорит о том, что 15-летнему подростку в библиотеке могут не выдать «Тихий Дон» или не продать в магазине роман «Три товарища». А если ребенок пошел в школу в 6 лет, некоторые произведения из школьной программы окажутся ему странным образом недоступны — теоретически.

Признаться, некоторые классические произведения и правда не для детского ума, хотя могут иметь доступные маркировки. Например, провокационная «Лолита» Набокова (18+), «Яма» Куприна (16+), где описывается жизнь борделя, или сборник Русских заветных сказок А. Н. Афанасьева (18+), которые изначально создавались не для детей, а для развлечения взрослых.

Шестиклассники проходят гоголевского «Тараса Бульбу», а в 9-м классе «Бедную Лизу» Карамзина и «Матренин двор» Солженицына, довольно тяжелые книги. В школьной программе есть «Анна Каренина» Толстого (12+) и «Гроза» Островского (6+), где суицид описан как решение всех проблем героинь. «На дне» Горького с описанием ночлежек и философией жестокости промаркирован как 12 +, как и его же автобиографическое «Детство», где ребенка нещадно били. В «Детях подземелья» Короленко можно усмотреть излишний натурализм при описании детских страданий, а ведь маркировка там — 6+.

А в конце июля 2020 года на сайте Министерства культуры опубликовали приказ, который появился еще в  декабре 2019 года и подписан бывшим на сегодняшний момент министром  культуры Владимиром Мединским. Документ обязывает библиотеки убрать из общего доступа книги с маркировкой 18+. Хранить такую литературу можно в отдельном помещении, закрываемом на ключ, или в отдельно стоящем книжном шкафу, расположенном вне доступа детей, или в зале, предназначенном для обслуживания исключительно совершеннолетних.

Мы решили узнать, как книжные фонды собираются исполнять приказ министерства культуры. Потому что, честно говоря, есть опасение, что новая директива не будет способствовать популяризации чтения.

Нелли Власова

Заведующая отделом комплектования фондов  Краснодарской краевой юношеской библиотеки  им. И.Ф. Вараввы

«В нашей библиотеке книги выдаются по запросу, открытого доступа ребенка к взрослой литературе нет. Весь книжный фонд промаркирован, информация об этом указана в электронном каталоге и на обложках, поэтому возможность того, что к несовершеннолетнему ребенку попадет в руки литература не для его возраста, исключена.  Что касается классики, то она не маркируется как 18+. Поэтому у нас никогда не было проблем, чтобы старшекласснику не выдали на руки Достоевского, Солженицына или Толстого. К литературе, предназначенной не для детей, с маркировкой 18+ чаще всего относятся многие издания современной прозы: часть детективов, триллеры, боевики — особенно зарубежные».

Литература вне закона: какие книги из школьной программы спрячут от детей
Источник:
Getty Images/iStockphoto

Проблема показалась  несколько надуманной и филологам. Их главный аргумент — в Интернете вся классика в открытом доступе есть, и возраст там никто не спросит.

«Между прочим, мне еще в середине 80-х в библиотеке из-за возраста не выдали детскую книгу! — вспоминает Светлана К. — Наш учитель в качестве поощрения за хорошую работу в  конце урока читал нам книгу „Тореадоры из Васюковки“ Всеволода Нестайко. Но дочитать до конца у нас почему-то не получилось, и я пошла в библиотеку. А там имелся один-единственный экземпляр юмористического романа. Можете себе представить, я год ждала очереди! И когда книга уже была почти у меня на руках, библиотекарь заметила, что мне не 13 лет, а 14. Это значит, что пора менять абонемент на юношеский зал. Но книга была в детском отделе, поэтому мне ее выдавать отказались».

«Это было бы прекрасно, если бы в библиотеки выстраивались очереди детей за литературой! — делится мыслями преподаватель с 25-летним стажем Ольга Ивановна. — Но к сожалению, сейчас дети читают мало и то — под давлением родителей или учителей. Они привыкли к более легкому способу получения информации, чем чтение, — у них есть телевизор, Интернет, смартфоны. А книга — это мышление, труд, нужно много думать, запоминать, анализировать. Кроме того, им банально не интересна школьная программа, потому что она вся состоит из произведений взрослых авторов для взрослых людей. В них поднимаются проблемы взрослой жизни, которые понятны при определенном житейском опыте».

Как маркируют книги из школьной программы

18+

  • Михаил Шолохов «Тихий Дон»

  • Владимир Набоков «Лолита»

  • Джек Керуак «Мэгги Кэссиди»

16+

  • Александр Куприн «Олеся»

  • Александр Фадеев «Разгром»

  • Федор Достоевский «Преступление и наказание»

  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

  • Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

  • Ильф и Петров  «12 стульев» и «Золотой теленок»

  • Михаил Зощенко «Возвращенная молодость»

  • Борис Пастернак «Доктор Живаго»

  • Евгений Замятин «Мы»

  • Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

  • Уильям Голдинг «Повелитель мух»

  • Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

  • Франц Кафка «Превращение»

 12+

  • Максим Горький: «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль»

  • Поэзия Серебряного века

  • Леонид Андреев «Иуда Искариот»

  • Лев Толстой «Война и мир»

  • Сергей Есенин «Анна Снегина»

  • Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско»

  • Стругацкие. Собрание сочинений

Борис Кузнецов

директор издательства РОСМЭН

«В портфеле нашего издательства есть книги из школьной программы, но именно с маркировкой 18+ произведений нет. В законе перечислены определенные критерии, которые относят  произведение к взрослой литературе, например, нецензурная лексика, откровенные  сцены полового акта или гомосексуальных отношений. В школьной программе, как мне помнится, такой литературы нет.

К тому же  классическая литература обозначена как культурное наследие, ее можно вообще не маркировать. Но мы все-таки ставим возрастной ценз, чтобы подстраховаться, потому что всегда найдутся странные личности, которые усмотрят что-то неприличное в «Золушке» или в сказках братьев Гримм. Они пишут жалобы в разные инстанции, на которые нужно отвечать. Доходит до абсурда: однажды мы были вынуждены изымать из продажи тираж русских сказок, потому что одна мама увидела, что на иллюстрации к сказке «Петушок и бобовое зернышко» где-то на заднем фоне сидел старик с самокруткой в руках. А недавно дело чуть не дошло до суда из-за книги Андрея Усачева «Умная собачка Соня», в ней тоже нашли какие-то нездоровые параллели.

Как мы маркируем детскую литературу? Придерживаемся здравого смысла. «Белый клык» Джека Лондона — 12+, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена — 12+, «Рассказы о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла — 6+.

В прошлом году у издательств была большая надежда на то, что этот закон отменят или пересмотрят — оставят только маркировку 18+, как это практикуется в Европе. Но пока до изменений в законодательстве дело не дошло».

Больше полезных материалов о школьном образовании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения