На вопросы о ментальных (психических) нарушениях у детей отвечает дефектолог, семейный консультант Наталья Керре, автор книги «Особенные дети: как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии» (издательство «Альпина. Дети»).
Сегодня можно услышать: «Мы живем в сумасшедшее время, мы все сами сумасшедшие, и дети тоже». Это имеет какое-то отношение к действительности?
Имеет однозначно. Сегодня дети с особенностями растут в каждой третьей семье. Их стало больше. Отчего так? Явно есть и экологический компонент, и наш образ жизни, и наше питание. А еще, к сожалению, факт, что возросло количество родовых травм.
Но разве на такие ментальные нарушения, как аутизм, шизофрения, влияет образ жизни?
Конечно, изначально эти два заболевания заложены в природе человека, но сопутствующие неблагоприятные факторы никто не отменял. Например, шизофрения наследуется. Другое дело, что болезнь может развиться, а может остаться на уровне каких-то странностей. Многое зависит от условий, в которых человек живет. Если нет стрессов, то, бывает, сначала это ребенок со странностями, потом грубый подросток, затем пенсионер, который пишет доносы на соседей. Или все выходит в развернутое заболевание.
Доктор кто?
Не нужно бояться врачей-психиатров. Никто из медиков не ставит своей целью причинить вред ребенку. А вот отсутствие лечения при детской шизофрении действительно может навредить. Сейчас, к счастью, мы живем в такое время, когда лечащего врача можно выбирать, наблюдаться в госучреждении или частной клинике.
Есть ли какие-то признаки в раннем возрасте, которые подскажут, что с психикой у ребенка могут быть проблемы?
Родовые травмы, асфиксия, гипоксия, длительно непроходящая «желтушка» — все это причины, чтобы месяца через три показать ребенка неврологу. Но вообще до года можно заметить не так много настораживающих возможных признаков ментальных нарушений.
Не очень хорошо, если у ребенка проблемы со сном. Он может не спать вообще, глубоко засыпая только на полчаса в сутки, или путать день и ночь. Мне скажут, что так бывает у всех. В какой-то степени да, у всех, но, согласитесь, в разной степени. Именно потому, что общее впечатление от развития ребенка может быть «как у всех», ментальные нарушения так трудно диагностировать. Грань между нормой и не нормой здесь зачастую весьма размыта. В случае с младенческим сном хороший маркер — состояние родителей. Если до года малыша они постоянно падали с ног, спали по очереди, это повод насторожиться. Когда ребенок спит слишком много, слишком «удобный», это тоже не очень хорошо. Признак возможных неврологических проблем — срыгивание «фонтаном», когда малыша невозможно накормить. И классика жанра — тонус, либо пониженный, либо повышенный.
Шизофрения и аутизм относятся к нарушениям эмоционально-волевой сферы. При них в первую очередь страдают эмоции.
Каковы первые признаки, которые указывают на шизофрению?
Хотя официально диагноз раньше 11 лет не ставится, это не значит, что признаки болезни нельзя заметить до этого. Нередко на консультации приходят родители детей в возрасте 5–7 лет, которые не понимают, что происходит с их вроде бы по всем признакам нормально развивающимся ребенком.
Жалобы на агрессию, странные длительные фантазии, трудности в общении у малыша. Шизофрению не диагностируют рано потому, что ребенок формально может развиваться неплохо, хорошо говорит. Часто такие дети даже попадают в разряд одаренных.
Позже, когда признаки заболевания начинают нарастать, родители просто не могут поверить в происходящее. Все было так хорошо, вокруг твердили, какой у них замечательно талантливый ребенок, и вдруг… Что еще можно заметить? Ребенок, как правило, очень манерный, поведение вычурное, у таких детей много страхов, и малыш зачастую сам не может объяснить, чего боится. Ребенок часто зациклен на какой-то одной, как правило, абстрактной, теме и ни о чем прочем говорить не может.
Уже к 5 годам грамотный специалист может увидеть первые симптомы и направить родителей на консультацию к детскому психиатру. Если психиатр подтверждает диагноз, нужно регулярное наблюдение за состоянием ребенка. Скорее всего, предложат принимать препараты, которые помогут избавиться от страхов, агрессии, улучшат самочувствие ребенка. В подростковом возрасте могут начаться бред и галлюцинации, и тогда сомнений в правильности диагноза быть уже не может.
Шизофрения у ребенка — это всегда трагедия для родителей. Но нужно понимать, что самое главное — не запускать состояние, не закрывать глаза на первые настораживающие признаки, не игнорировать назначения врачей. Да, возможно, человек будет пожизненно принимать препараты, но он сможет получить образование, устроиться на работу, завести семью.
Если поход к педиатру с жалобами на проблемы у ребенка ничего не дал, если вас развернули, «успокоив»: мол, перерастет, а проблема не уходит, идите к другому специалисту. Ищите такого, кто аргументированно рассеет сомнения или поддержит и подскажет, куда двигаться дальше.
Долгие годы сами доктора ставили диагноз «аутизм», сейчас же предпочитают называть это «расстройствами аутистического спектра», подчеркивая, что это не болезнь. В США доля таких взрослых, адаптированных к социуму, превышает 90%. У нас в стране, увы, проблема решается не столь масштабно и часто замыкается на уровне отдельно взятой семьи.
Что и в каком возрасте характерно для аутизма?
Если к 2 годам у ребенка, до этого развивавшегося нормально, наблюдается регресс в развитии, ребенок заговорил, но потом замолчал, необходимо обратиться к неврологу. Замолчать ребенок может резко — просто перестать говорить вообще или постепенно терять слова и слоги. Бывает, что это совпадает с прививками, что, собственно, и породило слухи о том, что именно они причина аутизма. Но это не так.
Диагноз «аутизм» можно предварительно поставить в 2 года, когда начинает наблюдаться регресс в развитии. В 3 года, когда малыш ушел в себя, и начали нарастать все признаки аутизма (однообразные движения, избирательность в еде, избегание глазного контакта и т. д.), диагноз уже подтверждается. Период с 2 до 3 лет — подходящее время, чтобы диагностировать болезнь и начать коррекцию. Количество детей с аутизмом, увеличивается, но совсем не так быстро, как об этом говорят. Из 10 детей, пришедших на диагностику, настоящий аутизм можно наблюдать максимум у 3, остальные дети имеют другие проблемы развития, которые были ошибочно диагностированы.
Если что-то не так…
Запомните золотой состав специалистов, которых должен посетить каждый ребенок, родителей которого что-то настораживает:
невролог (с 3 месяцев),
психиатр (с 3 лет),
дефектолог (с 2 лет),
логопед (с 2 лет),
психолог (с 2 лет).
Не нужно бояться посещения специалистов, ситуации диагностики и обследования. Самое страшное — это неизвестность и отсутствие своевременной помощи ребенку. Многие проблемы можно успешно решить или предупредить, если начать грамотную коррекцию в раннем возрасте.
Больше интересных и полезных материалов о развитии ребенка читайте на нашем канале на