Нарушения психики и проблемы с моторикой: что будет с ребенком, который не играет в кубики
Фото
Legion Media/Image Broker

Игра — это важнейшая познавательная деятельность для всех детей дошкольного возраста. Через игру малыши развивают все ключевые навыки: восприятие, память, воображение, мышление, моторику.

Какие игрушки полезны для ребенка и что будет, если заменить их гаджетами, рассказывает Ирина Машкова, психолог и преподаватель Университета «Синергия».

Почему игрушки — это залог здоровой психики

Малыши одинаково интересуются как игрушками, так и простыми бытовыми предметами. В возрасте от 1 года до 3 лет мышление ребенка от предметно-действенного, когда он исследует каждую вещь по отдельности, переходит к анализу и синтезу: ребенок интересуется, из чего состоит предмет, разбирает на части и соединяет их в единое целое. 

Игры с самыми простыми предметами, такими как кубики и пирамидки, имеют огромное значение для развития ребенка.

О каждом предмете малыш получает визуальное, тактильное и даже вкусовое представление. Когда малыш рассматривает кубик, трогает его, пробует на вкус, располагает на поверхности, двигает, изучает его фактуру, размер и цвет — формируются важнейшие функции мозговой деятельности.

Каждое действие с кубиком активизирует множество нейронных связей. Происходит функциональное созревание коры больших полушарий головного мозга, от которых зависят основные когнитивные функции — восприятие, речь, мышление. 

Это касается не только кубиков, но и мячиков, колечек от пирамиды и других игрушек, которые должны быть у каждого ребенка. Малыш может стучать предметами друг об друга и слушать звук, кидать их и смотреть, куда они полетят. От всех этих действий зависит полноценное развитие психики ребенка.

Нарушения психики и проблемы с моторикой: что будет с ребенком, который не играет в кубики
Фото
Legion Media/Photo Alto

Какие игры важны в дошкольном возрасте

Обычные совместные игры, такие как прятки и догонялки, помогают ребенку сформировать собственное «я». А сюжетно-ролевые игры — в полицейских, разбойников и «дочки-матери» — осваивать социальные навыки, изучать модели поведения. Все эти забавы — основа для развития поведенческих навыков, которые помогут ребенку в школьной жизни.

Для того чтобы ребенок смог собирать портфель, планировать свою учебу, выполнять задания, соотносить свои действия с результатом и корректировать их, необходима функциональная зрелость лобных отделов коры головного мозга. Эта область отвечает за навыки целеполагания, самоконтроля и планирования.

Когда ребенок строит башни из кубиков и разрушает их, он переживает эмоции и учится справляться с ними. Происходит освоение навыка выстраивать границы и управлять своей активностью.

Нарушения психики и проблемы с моторикой: что будет с ребенком, который не играет в кубики
Фото
Legion Media/Image Broker

Что будет, если ребенок не играет

Серьезный вред психике ребенка может нанести большое количество экранного времени взамен реальных предметов из мира вещей, уверены эксперты. Если игрушки заменяются гаджетами, снижается двигательная активность ребенка и не развиваются важнейшие навыки. Даже управлять своим телом ребенку будет трудно — он будет делать все медленно и неуклюже. Проблемы с координацией влекут неумение распоряжаться своим временем и планировать свой день.

Основа для развития психики — это мелкая и крупная моторика. Если ребенок проводит время с гаджетами, могут возникнуть оптико-пространственные нарушения. Малыш на научится правильно оценивать размер объектов, их расположение и удаленность друг от друга. В более старшем возрасте это отразится на учебе в школе, будут сложности со счетом, письмом, чтением и рисованием. Также у ребенка пострадает ощущение собственного «я».

Когда ребенок играет на планшете или смотрит мультики, происходит стимуляция мозговой активности. Ребенок оказывается в мире фантазий, понимает, что в реальной жизни не все так здорово и красочно, как в виртуальной. Получая удовольствие от сложных зрительных образов, мозг ребенка будет требовать еще и еще. Это может создать неравномерную нагрузку на психику и даже довести малыша до невроза, уверена Ирина Машкова.

Если вы не хотите, чтобы у ребенка возникли трудности в освоении бытовых навыков, общении со сверстниками и учебе в школе, покупайте ему самые простые игрушки и обеспечьте время и возможности для совместных игр, говорят психологи. 

Нарушения психики и проблемы с моторикой: что будет с ребенком, который не играет в кубики
Фото
Legion Media/Photo Alto