«Не говорите девочке, что она самая красивая!»: 7 принципов воспитания счастливых детей
Фото
Legion Media

1. Определитесь, кто должен быть счастлив

Понятие «счастье ребенка» очень личное, и многие родители вкладывают в него не только интересы сына или дочери, но и свои собственные. Понимание счастья родителями может совершенно не совпадать с тем, что будет понимать под счастьем в будущем сам ребенок. Навязывание какой-то концепции или красивой, с вашей, взрослой, точки зрения, картинки — серьезная ошибка, которая может стоить очень дорого. На мой взгляд, важнее задуматься над тем, как не вырастить ребенка несчастным.

2. Воспитывайте адекватную самооценку

Многие взрослые признаются, что низкая самооценка — показатель несчастного человека, ключевой фактор, который мешает реализовываться и добиваться успехов в жизни. Формирование самооценки — долгий процесс, но его основу закладывают родители ребенка в раннем детстве. Что можно сделать для развития здоровой самооценки?

Поощряйте инициативу ребенка и хвалите за то, что он делает хорошо. Найти такое можно всегда: один выучил быстро стишок, а другой отлично завязал шнурки. Нужно акцентировать внимание на том, что получилось, закреплять ситуации успеха. Например, ребенок нарисовал дом. А родитель, как взрослый человек, видит недостатки этого рисунка и сообщает ребенку только о них: «Слушай, крыша такой не бывает. Давай вот так лучше сделай». Родителю кажется, что он дал полезный совет, а ребенок в этот момент фиксируется на неуспехе. Поэтому сначала лучше сделать акцент на том, что получилось. Не забываем о принципе «найти хорошее можно всегда»! «Как мне нравятся окна в твоем домике! Какие они большие, в таком доме будет светло». И вот только после этого мягко переходим к критике и советам, обосновываем свое мнение, избегаем резкого «не бывает»: «А крышу наверное лучше сделать вот такой, так она больше похожа на настоящую».

Даже в ситуации неуспеха ищем позитив. Например, если ребенок проиграл: «Молодец, не испугался соревноваться с такими сильными соперниками… Я бы, наверное, не решилась». Важно, чтобы у ребенка появилось ощущение, что он может, что пробовать новое — это интересно, это не страшно. Любознательность и открытость новому опыту — важные составляющие успешного человека.

Не сравнивайте детей с другими. И не слушайте тех, кто пытается это делать. Дело в том, что функциональные возможности мозговых структур у детей формируются разными темпами. Поэтому один ребенок уже умеет читать, а другой еще букв не знает. Но зато тот, кому никак не поддается чтение, обладает, например, невероятной ловкостью, умеет контролировать свое тело или очень точно повторяет мелодии. Не стоит бояться, что в какой-то период вперед ушло развитие моторной (двигательной) коры больших полушарий, через какое-то время при наличии стимуляции «дозреют» и речевые функции, и тут умение управлять движениями тоже сыграет свою положительную роль.

Не паникуйте! Если мы говорим про ребенка, которому специалисты не ставят какой-то сложный диагноз, можно не сомневаться: рано или поздно он научится пользоваться горшком, читать и аккуратно есть ножом и вилкой. На консультациях я говорю паникующим мамочкам: «А вы много видели взрослых, которые не умеют пользоваться вилкой или ходят до сих пор в памперсах?» В ответ мамочки начинают улыбаться: «Нет, конечно…»
Уважайте особенности ребенка и не торопитесь вешать ярлыки. Нет ничего страшного, если ваш ребенок приучится к горшку на год позже, чем у подруги. А вот постоянными упреками и критикой вы можете серьезно навредить ребенку.

«Не говорите девочке, что она самая красивая!»: 7 принципов воспитания счастливых детей
Фото
Pexels.com

3. Покажите, что вы сами счастливы

Счастливый ребенок — это счастливые родители. Если взрослые просыпаются с утром в хорошем настроении, любят свою работу, с удовольствием ухаживают за домом и детьми, уважительно относятся друг к другу любознательны и открыты новому опыту — у ребенка намного больше шансов перенять такой стиль жизни.

4. Охраняйте детство

Раннее развитие — очень привлекательная и популярная идея, но у нее много подводных камней. Очень часто раннее обучение в долгосрочной перспективе наносит вред. Вред гармоничному развитию ребенка, вред его психике, а также препятствует освоению более сложных предметов в будущем. В силу неизбежных нарушений мотивационного компонента учебной деятельности и недоразвитию волевой саморегуляции такие дети в дальнейшем часто обнаруживают трудности во время обучения в школе.

Однако не стоит путать раннее обучение с ранней стимуляцией развития ребенка.
Стимулировать развитие — это создавать ему развивающую среду и заниматься с ребенком в игре. Роль любой «развивайки» (собраться и добраться на которую часто отдельный стресс) может выполнить каждый взрослый, если будет играть с ребенком между делом с ребенком в игры, рисовать с ним, показывать объекты окружающего мира, и важно говорить со своим малышом, проводить с ним время в активном общении. А вместо того, чтобы вести ребенка серьезные на занятия танцами мама или папа могут весело потанцевать вместе со своим двух-трехлеткой под ритмичную музыку, без всяких правил, просто предлагая повторять движения.

Ребенок должен прожить свое детство в приоритетной для этого возраста деятельности — игре. Это основной вид развития для малыша, и нельзя лишать его по-настоящему важного в пользу каких-то обучающих занятий.

Часто родители отдают ребенка постарше в секции и кружки, которые нравятся им самим. Правильный путь — это попробовать разные занятия. Исполнилось ребенку пять лет — попробовали и танцы, и вокал, и музыку, и гимнастику (почти всегда предлагаются пробные занятия — этой опцией нужно обязательно пользоваться). И попытались понять, что ближе самому ребенку. И, конечно, очень важно найти педагога, с которым будет гармония, наблюдать, бежит ли ребенок с нетерпением на занятия, ждет ли он их?  Нужно следить за тем, чтобы все виды занятий доставляли ребенку удовольствие. Эта деятельность должна развивать малыша, а не отнимать у него детство.

«Не говорите девочке, что она самая красивая!»: 7 принципов воспитания счастливых детей
Фото
Pexels.com

5. Обращайте внимание на конкретные достоинства

Многие говорят дочери фразу: «Ты для нас самая красивая». Я вижу в этой фразе две ошибки. Во-первых слово «самая», а во-вторых «для нас».
«Самая красивая» — это вредная превосходная степень сравнения, злоупотребление которой может привести к проблемам в подростковом возрасте (когда начнет себя сравнивать с эталонными красотками). Лучше, если в семье будут говорить без превосходной степени, употребляя просто лова «красотка», «красавица». Говоря девочке о внешности, важно подчеркнуть ее конкретные достоинства — красивые глаза, густоту и цвет волос, изящество движений, улыбку и т. д. Знание своих несомненных достоинств позволяет и чувствовать себя увереннее, и не зацикливаться на недостатках.

«Красивая „для нас“ — а для других нет?» — закономерный вопрос, который тоже может задать себе девочка в подростковом возрасте и снова засомневаться в себе и ограничить свои социальные контакты (дома она «самая красивая», а в школе дразнят дылдой или пучеглазой). Комплексы, связанные со внешностью, практически неизбежны в подростковом возрасте, поэтому так важно, чтобы девочка знала конкретные достоинства своей внешности.
Избегать превосходной степени сравнения, а также общих фраз, и обращать внимание на конкретные достоинства нужно и говоря сыну, что он самый умный или самый ловкий.

6. Действуйте сообща

Важно, чтобы у родителей и близких людей в семье не было противоречий по поводу воспитания и «инструкций», которые они дают ребенку. Если мама разрешает ребенку кататься с высокой горки, а бабушка запрещает даже смотреть на нее, в голове в ребенка возникает диссонанс. Кому тут доверять? Но самое важное — не обсуждать воспитательные концепции при ребенке. Договоритесь о правилах заранее, тогда, когда малыш этого не слышит.

Важно также понимать, что так называемые «противоречивые инструкции» — это отличное средство для манипуляции взрослыми.

7. Давайте детям побездельничать  

Это очень важный стимулятор развития: когда ребенку скучно, его мозг активно придумывает, чем себя занять, а вместе с этим развивается воображение и творческие способности. А когда он превращается в робота, который с утра до вечера ходит на какие-то занятия по графику, велик шанс вырасти просто исполнителем, а не креативным и счастливым человеком.