Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Они другие: кто такие дети-индиго и дети-кристаллы на самом деле

Существует мнение, что с конца ХХ века на свет начали появляться особенно талантливые младенцы, наделенные высоким уровнем интеллекта и телепатическими способностями. И некоторые родители уверены — они воспитывают именно такого ребенка.

2 июня 20214
дети-индиго и дети-кристаллы
Источник:
Liderina/Getty Images/iStockphoto

О детях-индиго общественность активно заговорила в конце 90-х, явление стало даже модным в каком-то смысле. Мол, наступление нового тысячелетия отметилось новым поколением людей, они как будто из другого мира, во всем превосходят своих предшественников, на порядок умнее и талантливее. С рождения легко осваивают несколько языков, учат ментальную арифметику, подают большие надежды в искусстве и музыке. Родители, усмотрев в своем ребенке признаки гения, отдают его школы раннего развития и с пеленок нагружают мыслимыми и немыслимыми занятиями. Так существуют ли на самом деле дети-индиго, стоит ли верить рассказам мам и пап, а может быть, таким образом, взрослые хотят выдать желаемое за действительное?

Юлия Коновалова
Психология, нейропсихология

Клинический психолог, детский нейропсихолог, основатель и руководитель Центра развития и творчества «Идея»

«Родители всегда желают своим детям самого лучшего. Из благих побуждений они с раннего детства пытаются обучить ребенка всевозможным знаниям. Но бывает, что план мамы и папы не удается реализовать: малыш сопротивляется нагрузкам, не показывает результатов, ведет себя не так как все сверстники. Есть такие дети, для которых традиционные методы воспитания и обучения не работают. В этой ситуации тревожные родители превращают жизнь малыша в сплошное обследование и лечение. Другая крайность, когда  взрослые, наоборот, закрывают глаза на некоторые особенности поведения ребенка, объясняя это его гениальностью, неординарностью. И, возможно, прикрываясь околонаучными теориями, теряют время, пропуская патологию». 

Кто такие дети-индиго

Термин «дети-индиго» придумала экстрасенс Нэнси Энн Тэпп еще в 1982 году. Женщина утверждала, что некоторые дети обладают аурой именно такого цвета (индиго — это оттенок синего, между темно-синим и фиолетовым). Но, несмотря на популярность термина, точных критериев для определения ребенка-индиго нет. Среди называемых качеств есть и прямо противоположные.

Качества со знаком «плюс»:

  • неординарные способности,

  • большой творческий потенциал,

  • высокий интеллект,

  • необычайная чувствительность,

  • даже телепатические способности.

Качества со знаком «минус»:

  • низкая коммуникабельность,

  • индивидуализм,

  • сложности в развитии,

  • трудности с социализацией, 

  • невосприимчивость к традиционным методам воспитания,

  • неусидчивость, импульсивное поведение,

  • дефицит внимания.

В описании признаков можно заметить некий компенсаторный элемент: «Ребенок не усваивает элементарных норм и его невозможно усмирить, это неважно, ведь у него совершенно иное предназначение». Кстати, многим успешным и известным современным личностям приписывают обладание в детстве такими же качествами, что и у детей-индиго. Но доказать это очень трудно — у многих детей схожие характер и темперамент.

Кристальная аура

Позже на смену теории о гиперактивных детях-индиго пришла теория о  неторопливых и вдумчивых детях-кристаллах. Название также соответствует цвету ауры — кристально-белому с радужными переливами. Описывающие это явление авторы утверждают, что кристаллические дети обладают тонкой душевной организацией, чистыми помыслами и врожденной мудростью, а позже могут обнаружить в себе способности к целительству. Еще одна особенность — эти малыши не любят шумных компаний, быстро устают от них.

Несмотря на различия в описаниях, похожи индиго и кристаллы тем, что одинаково сложно адаптируются к окружающей среде и не поддаются традиционным методам воспитания. А объясняется это тем, что и у тех, и у других есть своя определенная миссия.

День защиты детей
Источник:
Yevgen_Rychko/Getty Images/iStockphoto

Наукой не доказано

Феномен детей-индиго так и не получил  научного обоснования. Если дети с описываемыми качествами попадали в поле зрения врачей, педагогов или психологов, то специалисты пользовались  официально принятыми протоколами постановки диагноза, лечения и выдачи характеристик.

Теория о детях-кристаллах также не имеет никакой исследовательской доказательной базы. А авторы и их последователи — это эзотерики, астрологи и люди, обладающие мистическим мышлением. Другими словами, в современной официальной медицине нет такого понятия, как дети-индиго и дети-кристаллы, это псевдонаучные термины.

Что есть на практике?

«В своей практической деятельности я занимаюсь коррекционной работой с разными детьми, имеющими разные особенности развития. Но ни детей-индиго, ни детей-кристаллов, ни родителей таковых детей среди них не довелось повстречать. Возможно, потому что ко мне обращаются ответственные и осознанные родители, которым нужна конкретная помощь от меня как от специалиста. Возможно, таких детей мы просто называем по-другому, используя иную терминологию», — подчеркивает наш эксперт.

По словам психолога, сейчас становится все больше детей с особенностями развития. Но своевременная диагностика позволяет оказывать им качественную помощь, полноценно встраивать в общество.

Хочу призвать родителей не маскировать видимые нарушения в развитии ребенка красивыми романтическими названиями «индиго» и «кристаллы», а обратиться за помощью к специалистам.

Идея одаренности гораздо привлекательней, чем идея расстройства, но, к сожалению она не способна помочь или принести пользу таким детям, а лишь препятствует своевременной диагностике, постановке диагноза, лечению и коррекции.

Они другие: кто такие дети-индиго и дети-кристаллы на самом деле
Источник:
Getty Images/Blend Images

Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не похож на других

  • Черпайте информацию из проверенных, надежных источников, анализируйте и подвергайте ее критическому мышлению. Учитесь разбираться в информации, задавайте вопросы. Обладание информацией способно снизить тревогу.

  • Наблюдайте за своим ребенком, отмечая изменения и динамику в его развитии, как положительную, так и отрицательную. Ведите дневники развития, это поможет и вам и специалистам.

  • Если вы заметили в поведении, развитии вашего ребенка что-то необычное, или вам говорят об этом окружающие, постарайтесь прислушиваться к разуму, а не идти на поводу эмоций.

  • За опровержением, либо подтверждением ваших опасений идите к специалистам. Не стесняйтесь уточнить их компетенцию, образование и практический опыт работы. Это нормально. Ищите такого специалиста, которому будете доверять.

  • Если вашему ребенку поставили диагноз, не оставайтесь с этой ситуацией «один на один». Найдите других родителей или даже сообщества с подобными трудностями. Перенимайте их положительный опыт, делитесь своими успехами и неудачами.

  • Концентрируйтесь на возможностях, а не на трудностях.

  • Если вам не удается справиться со своими негативными эмоциями: вы испытываете  сильное чувство страха, агрессии, тревоги, злости, раздражения, — обратитесь к психологу. Поверьте, помочь вам оказывается порой быстрее и легче, чем вам кажется. Бесплатная психологическая помощь тоже есть. В конце концов ваше стабильное эмоциональное состояние — это 80% успеха в развитии для вашего ребенка.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения