Кризис 7 лети кризис первоклассника
Фото
Getty Images

Первый год в школе очень часто оказывается серьезным испытанием и для детей, и для родителей. И дело не только в новом статусе «ученик» и смене образа жизни. Семь лет — переходный период, когда заканчивается дошкольное детство, меняется восприятие себя и мира. Появляются новые амбиции и потребности, перестраивается мотивация. Естественно, все это отражается и на эмоциональном состоянии и может стать причиной кризиса. Как правило, его длительность — от пары месяцев до одного-двух лет, но у некоторых детей он проходит незаметно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его окружения. Как справиться со сложностями, мы узнали у эксперта.

Вера Золотых

Психология

семейный психолог, психоаналитик

www.instagram.com/zolotykh_vera

Кризис 7 лет. Что происходит?

Непослушание, манерничанье, упрямство, негативизм и скрытность — все это вызывает раздражение родителей. Еще бы — в некоторых случаях ребенка как будто подменили. Взрослые в растерянности, и в ход идут все воспитательные меры, включая наказания. Это не лучшая тактика. Чтобы понять ребенка, важно знать, что с ним в это время происходит. А это немало серьезных изменений, которые ему тоже не всегда просто принять. Кризис 7 лет связан с саморегуляцией, когда меняются потребности, восприятие себя и мира в новой ситуации и он заключается в следующих процессах:

Если обратиться к стадиям психосексуального развития Зигмунда Фрейда, то, начиная с 6 лет, ребенок, наконец, переключается с изучения своего тела и его возможностей. Теперь вся его энергия направлена на интенсивное обучение и расширение контактов со сверстниками.

В это время происходит статусный социальный переход из дошкольников в школьники. Это предъявляет к ребенку совсем другие требования среды, которым нужно соответствовать.

Наверное, одно из самых важных изменений этого времени — отказ от игры, которая еще в 5 лет была ведущим видом деятельности. На ее место приходит учение.

К 7 годам происходит переход доминирования правого полушария, связанного с образами и творчеством, к левому (логическому). Оно отвечает за детальную и линейную обработку информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, моторики рук.

Благодаря увеличению в этот период лобной доли коры больших полушарий мозга появляется произвольность, внутренний план действий, когда ребенок уже способен контролировать свое поведение. При этом функцию регуляции поведения берет на себя речь.

В этом возрасте, наконец, появляется возможность дифференцировать собственные чувства из аффектов за счет доступности механизма рефлексии — возможности сознательно наблюдать и размышлять о своих переживаниях, действиях, чувствах и реакциях. Только в этом возрасте появляется способность к их саморегуляции.

Что особенно важно — появляются самолюбие и самооценка. Ребенок начинает требовать уважения к себе и своей личности, признания своего суверенитета и отдельности.

Теряется детская непосредственность. Впервые для ребенка становится важен смысл и то, что принесет ему выполнение деятельности, какое место в результате он займет в отношениях со взрослыми. Объектом раздражения родителей становится появление манерничанья, кривляния, желание что-то из себя строить как способ подражания взрослым.

У ребенка появляется внутренняя жизнь, которую он может скрывать. Это объясняет появление замкнутости. Ребенку может быть плохо, но он не хочет этого показывать.

И, конечно, самое большое беспокойство у родителей детей этого возраста вызывает вопрос готовности к школе и адаптация к первому классу.

адаптация к школе
Фото
Getty Images

Как понять, что ребенок готов к школе?

В целом, все изменения, характерные для ребенка в этом возрасте, готовят его и психологически, и физически к обучению в школе. Необходимо обратить внимание на мотивацию — ребенка привлекает школьная атрибутика и статус или у него сформировалась потребность в получении знаний? Существует четыре типа отношения к учебе, и у каждого адаптация проходит по-своему.

Предучебный — есть большая разница между тем как ребенок выполняет учебные задачи в присутствии или отсутствии взрослых. Для него главное — внимание со стороны взрослого. В таком случае важно развивать вопросную форму общения. А также оценивать не исполнительность, а содержание учения.

Псевдоучебный тип. Ребенок готов выполнять все формальные требования, но он не стремится получать знания самостоятельно. В таком случае рекомендуется развивать продуктивные виды деятельности — например, изобразительное искусство. Оно вызывает положительное отношение к учебе, развивает восприятие, наблюдательность, внимание, способствует повышению познавательной активности.

Коммуникативный. Дети, которые стремятся привлечь внимание через рассказы о своей жизни, семье. Здесь важно переводить разговоры с бытовой сферы на учебную и помогать такому ребенку устанавливать отношения со сверстниками.

Учебный. У таких детей уже достаточно выражена познавательная потребность и они готовы к школе.

Почему происходит кризис первоклашки?

Причиной может быть противоречие между новыми психическими и физическими возможностями и сложившимися взаимоотношениями с окружающими и привычными видами деятельности.

Даниил Борисович Эльконин писал: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Преодоление любого кризиса, в том числе и кризиса 7 лет, будет зависеть от того, насколько родитель готов принимать личностные новообразования ребенка, его новые возможности и потребности, менять отношение к нему, признавая его чувства и новые компетентности.