Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Закрой рот!»: психолог объяснила, как мы калечим детей подобными фразами

Американская специалист по воспитанию тоддлеров Аманда Дженнер объяснила, почему фразы в духе «Нельзя» или «Закрой рот» абсолютно бесполезны.

26 октября 2022

Эксперт по детской психологии часто делится в соцсетях лайфхаками во воспитанию детей-дошкольников. И она разъяснила, почему некоторые наши слова дети не воспринимают всерьез и кажется, будто они нас не слышат. Она не просто предлагает отказаться от жестких формулировок «Нет, нельзя», «Я запрещаю», «Помолчи», а дает им достойную альтернативу. Дженнер уверяет, что это работает.

«Закрой рот!»: психолог объяснила, как мы калечим детей подобными фразами
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

«Как эксперт по воспитанию детей, я сталкиваюсь со многими бесполезными фразами, в использовании которых виноваты все мы. Но за эти годы я понял, что наши дети не понимают ни одной из этих фраз, и мы должны спуститься на их уровень, понять их чувства и прочитать их эмоции», — цитирует ее Аманду Дженнер издание The Sun.

Не используйте «Нет»

Представьте ситуацию, что вы просите ребенка убрать игрушки, а он отказывается. Через какое-то время он просит включить мультики или дать вкусняшку. Что обычно делает мама? Говорит: «Нет, ты же не убрал игрушки».

Что советует психолог: Аманда рекомендует сказать более позитивную фразу без резкого отрицания. Для многих детей, особенно если у них возраст кризисов и протестов, слово «Нет» становится триггером и поводом для истерики.

Попробуйте сказать: «Конечно можно, как только ты уберешь игрушки».

Забудьте фразы «Успокойся!», «Закрой рот!»

Если ваш ребенок уже начал плакать или — еще хуже — у него истерика, он уже не может успокоиться. И говорить ему об этом бесполезно. Представьте себя на месте ребенка. Если вы ссоритесь с партнером, слово «Успокойся» для вас становится лишь раздражителем. А ребенок еще не владеет своими эмоциями так, как взрослые. Либо ребенок учится прятать свои эмоции поглубже, раз на него кричат, значит, нужно срочно замолкнуть. Это приводит к тому, что взрослые люди не умеют, боятся, стесняются затем выражать эмоции, подсознательно боясь некоего наказания.

Что советует психолог: Попробуйте обнять ребенка или усадить на колени, сказать ему спокойно: «Давай посчитаем до 10 и сделаем глубокий вдох».

Займитесь тем, что любит ребенок: поиграйте во что-то или выйдите на улицу. Попробуйте узнать у него, почему он был расстроен и плакал.

Не говорите «Будь осторожен»

Когда вы отпускаете ребенка на прогулку или позволяете ему делать какие-то «взрослые» дела, вы даете напутствие «Будь осторожен». Но для детей этой лишь абстрактное понятие. Что оно значит, они не понимают. Поэтому продолжают набивать шишки.

Что советует психолог: Больше конкретики. Если ребенок хочет налить себе воды в кружку, говорите ему: «Не наклоняй кувшин слишком сильно, держи кружку крепко обеими руками». В любом действии делайте акцент на том, как себя обезопасить, давайте четкие инструкции.

Забудьте «Дай, я сделаю»

В предыдущем пункте мы описали ситуацию, когда ребенок делает первые шаги по самостоятельности. Они очень важны для того, чтобы в дальнейшем он все делал сам, а не ждал вашей помощи. Поэтому полезные инструкции важны, но не пытайтесь отнять у него эту привилегию. Да, поначалу у ребенка все получается плохо, вас так и тянет перехватить инициативу в свои руки.

Что советует психолог: Можете предложить свою помощь ненавязчиво. Например: «Хочешь, чтобы мама или папа (бабушка/дедушка) помогли тебе? Если что, обращайся за помощью». Эта фраза, с одной стороны, дает им понять, что они могут просить о помощи, с другой, дает им возможность принимать самостоятельные решения.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения