«Пустая трата времени»: что учителя и родители думают о дистанционном обучении

Московским старшеклассникам продлили дистанционное обучение до 6 декабря. В некоторых регионах в школу ходят только ученики с 1 по 4 класс. Власти уверяют, что это вынужденная мера: случаев заражения Covid-19 становится все больше. Когда дети вернутся за парты, никто не знает.

Фото
damircudic/E+/Getty Images

Большинство родителей недовольны возвращением к дистанту. На форумах мамочки жалуются на то, что даже одиннадцатиклассники неспособны к самоконтролю, некоторые называют уроки в  ZOOM пустой тратой времени. Самое главное, что всероссийские проверочные работы, которые проходили осенью, показали истинный уровень знаний учеников.  На дистанционке многие — отличники и хорошисты, а очно — слабые троечники. Да и сами учителя не верят, что оценки на «удаленке» отражают объективные  знания школьников.

Мнение учителя: разговор в пустоту

Тамара Зайцева

Тамара Зайцева

учитель русского языка и литературы

«Весной, когда мы впервые столкнулись с дистанционным обучением, боялись технических сбоев.  Постоянно вылетал ZOOM, не у всех детей были компьютеры (некоторым ученикам приходилось их делить с родителями или старшими братьями и сестрами). Эту проблему решили: школы обеспечили учеников необходимым оборудованием для онлайн-занятий.

Сейчас возникают сложности с контролем. Многие ребята не посещают виртуальные уроки, ссылаясь на неполадки с Интернетом. Не все хотят  во время конференций в ZOOM  показывать лица. Получается, что разговариваешь с черным квадратом или нелепой аватаркой. Нет реакции, участия. Уверена, что во время моего рассказа (например, о сложноподчиненных предложениях) некоторые ученики просто отключают звук и занимаются своими делами.

Новый формат обучения породил изворотливые способы, как обхитрить учителей. Здесь мы, неуверенные пользователи ПК, проигрываем подросткам, с которыми нас разделяет монитор. Мне недавно показали, что при помощи некого суфлера легко подделать голос, тогда за тебя стихотворение расскажет робот. Я не боюсь розыгрышей, и мне не жалко поставить всем «5» и «4», но от этого страдают знания. Мне хочется, чтобы дети писали грамотно и знали, кто такой Чацкий».

Мнение родителя: не хочу быть нянькой

Елена Воробьева

Елена Воробьева

мама старшеклассника

«Дистанционное обучение — настоящий ад. Мой 15-летний сын просыпается за пять минут до онлайн-урока. Заставить его вставать хотя бы за час у меня не получается. Самодисциплина у нас у обоих хромает. В итоге сонный ребенок в пижаме подключается к онлайн-занятию, а я в это время готовлю завтрак. Через 50 минут — второй урок, во время которого сын завтракает.

Обычно в день у девятиклассников 3-4 урока, остальной материал дети должны изучать самостоятельно. Для проверки предлагаются тесты. Их все дружно списывают. Расскажу вам нехитрую схему: после выполнения задания появляются правильные ответы. Тот, кто сделал тест первым — обычно это либо самый умный, либо самый глупый (кому совершенно неважна отметка), отправляет правильные ответы одноклассникам.

Фото
Getty Images

Некоторые педагоги все-таки проводят тесты в одно и то же время. Тогда их делают родители, репетиторы  или старшие братья и сестры. Другой вариант — доверить выполнение домашней работы прилежному однокласснику. Сейчас даже процветает новый вид заработка: обеспеченные родители нанимают отличников, которые делают дистанционные задания  за других. В общем, если есть возможность получить пятерку без зубрежки (а сделать это легко), то грех ей не воспользоваться. Возможно, есть очень ответственные дети, но таких мало, и лично я не знаю.

Задания, которые учителя молча выкладывают в электронный дневник, тоже часто остаются без внимания. Как рассуждает девятиклассник: «Не спрашивают — не буду делать». Без родительского контроля о «домашке» точно никто не вспомнит, а мне очень не хочется быть нянькой для подростка. Если учитель во время онлайн-общения вдруг спросит, почему не выполнил упражнения, то всегда можно оправдаться. Например, все списать на технические неполадки.

Всего этого можно избежать, если спрашивать каждого индивидуально. Наверняка можно было бы раз в неделю организовывать проверочные работы для старшеклассников в школе. Ведь дети все равно туда ходят — посещают платные курсы офлайн. Получается, такие двойные стандарты — на уроки нельзя, но на платные — можно.

Информацию учителя часто советуют просто найти в Интернете, при этом рекомендованного списка сайтов не дают. Мало ли, на какую сетевую помойку наткнется ребенок, кто поручится за достоверность найденной информации?

Но больше всего меня волнует многочасовое сидение моего ребенка перед экраном компьютера. 5-6 часов — дистанционное обучение, а потом еще компьютерные игры и общение в соцсетях с друзьями. Реально около 10 часов каждый день сын проводит за одним и тем же рабочим столом в одной и той же комнате. Я бы сошла с ума.

Ребенок стал нервным и раздражительным, появилась апатия даже к любимым предметам. Недавно он сменил статус во «Вконтакте».  «За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья», — безнадежная цитата Бродского как нельзя лучше подходит к будням современных подростков. Бесконечный день сурка, будущее размыто. Отменены все конкурсы и соревнования. Злая шутка судьбы: родители, которые старались оградить ребенка от виртуального мира, вынуждены смириться с тем, что их сын или дочка теперь постоянно находятся онлайн».

Мнение юриста: дистанционка не должна повлиять на качество образования  

Юрий Петрушкин

Юрий Петрушкин

финансовый эксперт, юрист

«В период пандемии перевод старшеклассников на дистанционку — вынужденная мера. На сайтах любой школы есть нормативные документы — приказы, а также  «Положение  об организации электронного обучения, использовании дистанционных образовательных технологий, электронного образовательного ресурса «ЯКласс». Если вы отказываетесь посещать онлайн-занятия, то полностью снимаете ответственность с учителей за качество образования вашего ребенка. Сейчас в соответствии с законом «Об образовании в РФ» школа обязана обеспечить реализацию общеобразовательной программы в полном объеме».

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Сейчас модно считать, что чем хуже человек учился в школе, тем больше у него шансов разбогатеть - дескать, школа отбивает охоту к самостоятельному и независимому мышлению. Так что ничего страшного, что троечники, зато богатыми станут, хе-хе.