Наталья Бондаренко
Наталья Бондаренко
детский и семейный психолог, игровой терапевт

«Здравствуйте, у меня такая проблема. Все вокруг хвастаются достижениями своих детей, а мне и нечем. Сыну 10 лет, я записала его на футбол и в два кружка, но он ходит с неохотой, постоянно отлынивает. Вообще, я представляла, что он будет у меня спортсменом, будет хорошо учиться, постоянно с ним занималась, поучала. А сын совершенно не соответствует моим ожиданиям. Вот уж не думала, что у меня вырастет ничем не интересующийся лентяй…».

Елена, 44 года.

В этой ситуации, в принципе, следует начать с того, что не только родители, но и каждый человек какие-то вещи может контролировать (свое поведение, свои мысли, речь), какие-то — не может. Все, что касается нашего окружения (поведение и слова других людей) нам неподвластно.

Вот эти самые ожидания от ребенка часто расстраивают родителей, но на самом деле это то, что не поддается их власти, контролю. Это приводит их к фрустрации (невозможности удовлетворения потребностей из-за отсутствия возможностей для их реализации – прим.ред.). Но не стоит забывать, что ребенок — это абсолютно другой человек, отдельный от нас. Если у родителя есть собственные намерения, которые он не смог осуществить в своей жизни, то перебрасывать их на ребенка не конструктивно.

Часто такое бывает в семье, где родители целиком посвящают себя ребенку, вкладываются в него и забывают про собственную жизнь, карьеру, увлечения. В этой ситуации родителю стоит обратить свой взгляд вовнутрь, в себя, и задать себе вопросы:

  • Чего он на самом деле хочет добиться?

  • Почему это для него так важно?

Если родитель больше акцентирует внимание на недостатки ребенка, чем на его достоинства, ему стоит обратиться к своему внутреннему критику. Как он относится к самому себе? Наверняка у него внутри такой сильный критик стоит, если он критикует любимого ребенка.

Не стоит никогда забывать, что ребенок — это отдельная личность, которая вместе с нами живет. Это такой же член семьи, как и все остальные. Возможно, кому-то сложно принять, что ребенок не сделал то, чего хотел родитель. Стоит посмотреть, что в нем заложено природой, возможно, что-то совсем другое, и поддерживать его в этом.

Его ребенка отдали на футбол, а он, например, хочет заниматься бальными танцами, нужно прислушаться к тому, чего он хочет сам и что у него класно получается. Все, что необходимо ему для успешного развития, в нем уже заложено. Самое главное — не задушить это, а развивать. Нужны слова поддержки, слова приободрения. Как можно меньше критики даже в самых сложных и непростых моментах, когда он, например, получил плохую оценку или еще что-то, подбодрить его и найти какие-то положительные стороны.