Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Зачем школьников заставляют так много учить наизусть: 4 причины

Вы удивитесь, но эффект от запоминания информации пригодится в любом возрасте.

15 апреля 2020
зачем нужно учить наизусть | Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images
Федор Шаньков

Психолог Московской службы психологической помощи

«Выучить наизусть…» — когда слышит эту фразу человек, получивший отечественное образование, сразу приходят на ум довольно неприятные ситуации: подготовка к контрольной по истории; сдача не всегда понятных стихотворений по литературе; зачет на знание эволюционных родственников человека по биологии и т.д. и т.п.

Современный школьник от подобных заданий внутренне (а то и вслух) недоумевает: что за древность, можно зайти в интернет и посмотреть, ведь для этого и созданы телефон, компьютер, планшет. Но правда в том, что самый чудесный, непревзойденный «гаджет» уже есть в наших руках. Вернее, в голове.

Наш мозг, как и любой инструмент требуют совершенствования. Но есть два существенных отличия: во-первых, мозгом мы можем пользоваться бесплатно, во-вторых, чем более мы его тренируем, тем крепче он становится и дольше служит! Один из лучших способов такой тренировки — запоминание наизусть. И вот почему.

Развитие памяти

Запоминание наизусть — процесс перевода информации из нашей рабочей памяти (если продолжать аналогию с компьютером, оперативной) в долговременную.

Заучивание наиболее эффективно не разом, а интервально в таком режиме: запоминание-сон-воспроизведение-несколько дней-воспроизведение.

Как это работает на практике: в один вечер вызубрили, дали мозгу возможность во время сна обработать информацию. На следующий день повторили. Через два-дня три снова воспроизвели и доучили при необходимости.

Интервалы могут быть разными на каждой стадии, но их соблюдение помогает простраиванию нейронных связей и способствует образованию новых сетей. По сути, это очищает мозг и держит его в тонусе, что в конце концов служит профилактикой заболеваний, свойственных старости. Да и будет что вспомнить!

Согласно исследованиям, хороший сон и физически упражнения способствуют запоминанию.

Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Развитие внимания

Удерживая ограниченное количество информации в рабочей памяти, давая отвлекающим мыслям и чувствам проходить мимо сознания, вы мощно тренируется способность фокусироваться, которая не подведет при решении любых задач.

Развитие речи и эмоционального интеллекта

Если вы заучиваете стихотворение или афоризм, вы не только приобщаетесь к прекрасному, но и обогащаете словарный запас и кругозор. Воспроизводя стихотворение или метко вставляя в разговоре пословицу, вы также упражняетесь в выстраивании смысловых связей.

Важно помнить: нужно не только знать, но и понимать материал. Во время заучивания стоит подумать об интонациях, с которыми будете выражать выученное и о ситуациях, в которых это может пригодится (например, стихотворение любимому человеку или меткий афоризм при встрече с друзьями).

Развитие мышления и воображения

Любой, кто берется осваивать мнемотехнику (искусство запоминать) рано или поздно обнаруживает, что простая зубрежка бесполезна, а вот чтобы запоминать быстро и эффективно, нужно выстраивать ассоциации, аналогии, визуализировать, то есть мысленно представлять информацию — таким образом сильно развивается мышление и воображение.

Есть много других побочных эффектов от заучивания наизусть, в том числе развиваются способности, которые потом легко переносятся на другие виды деятельности. Например, способность завершать дело до конца, чувство времени, познание своих ограничений и другие.

Время практики

У каждого есть в запасе детская или взрослая любимая песенка, слова которой выучены не до конца. Настало время это исправить. Прочитайте ее текст, воображая происходящее как последовательность событий несколько раз перед сном. Вы удивитесь, сколько еще в ней заложено доселе не распознанных смыслов. На утро воспроизведите, никуда не подглядывая.

Как много в культуре радующих душу песен, стихов, историй, языков, занимательных фактов — все это в скорости вы сможете освоить, выстроив свой собственный прекрасный внутренний замок. Это то богатство, которым вы украсите жизнь — свою и окружающих.

Больше интересных материалов о развитии ребенка — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Комментарии4
под именем
  • Лишь бы это не было тупым зазубриванием, вызывающим ненависть детей к зазубриваемым текстам. Развивать память нужно вместе с развитием мышления. "Наизусть" -- не лучший метод. Влад
  • Вы хотите так отказаться от факта что все ученики страдают только ради "саморазвития"? Хорошая отмазка. Сейчас я сижу и страдаю ведь учитель может унизить если я не вызубрю это дурацкое стихотворение. Вообщем вы не правы
  • Можно ребёнку зубрить не географию, не историю, не английский. Склад ума - не гуманитарный, не разговорный, после тяжёлого нарушения речи в начальной школе. Алгебра - 5, геометрия - 4, физика 4. Любит биологию, естествознание. Остальное можно было бы просто по зачётной системе. В школах нет ни профильного, ни индивидуального подхода. Когда кроме растянутой и большой нагрузки в виде так называемых обязательных часов - говорят о профиле, углублённом изучении, так сократите другие предметы! Нельзя объять необъятное среднему ученику - не у всех звезда во лбу горит. Вот и получается - по 7-9 уроков, дети падают после школы спать по 3 часа, времени на домашку не хватает, в голове каша и стресс. Сами то детьми никогда не были. Учитель выучил один предмет, а с детей требуют многократно. А у меня внучка любит медицину, Анатомию и физиологию, педиатрию, хирургию - читает книги эти в 7 классе. И вообще старается выкроить время и почитать книги, телефон не любит вообще. Так можно по истории, географии, обществу два получать?.