Как устроен мозг ребенка?

Ребенок появляется на свет с определенным интеллектуальным потенциалом, заложенным в генах. Будут ли реализованы эти способности, зависит не только от генетики, но и от окружения малыша.
Чудесные превращения

Наш мозг состоит из нервных клеток (нейронов), которые начинают формироваться у зародыша уже на 3-й неделе после зачатия. На 4-м месяце беременности головной мозг занимает объем 60 куб. см, к моменту рождения – 360, а еще через 9 месяцев – уже больше 800. В течение жизни увеличивается и масса головного мозга. Если у новорожденного этот параметр составляет всего 450 г, то у взрослого человека – 1200–1600 г.

Но интеллектуальные способности зависят вовсе не от количества нейронов (их у человека более 86 миллиардов), веса головного мозга и объема головы. Куда важнее связи между нервными клетками. Места, где отростки нейронов контактируют друг с другом, называются синапсами. По некоторым данным, мозг новорожденного уже содержит около 2,5 тыс. таких контактов на 1 нейрон, то есть каждая нервная клетка только что родившегося малыша связана с 2,5 тыс. своих «коллег». Мозг взрослого человека содержит уже 15 тыс. синапсов на 1 нейрон.

***
Еще совсем недавно ученые думали, что ребенок рождается с определенным запасом нервных клеток, которые с течением времени обречены на постепенное вымирание. Считалось, что при этом мозг используется лишь на 10% от его истинных возможностей. Современные технологии изучения мозга, которые используются сегодня в медицине, доказали, что это не так и мозг используется на все 100%.
На пике активности

Активней всего связи формируются в первые 10 лет жизни. При этом у каждой функции есть пики развития. Например, зрение наиболее активно развивается в 2–4 месяца. К этому возрасту нейроны участков головного мозга, отвечающих за зрение, максимально соединены между собой. Из этого количества связей в дальнейшем останутся лишь те, что обеспечивают нормальное зрение.

То же самое происходит с речевым развитием. До 1 года мозг ребенка собирает информацию о языковой среде, в которой находится малыш, и практически одинаково реагирует как на родную, так и на иностранную речь. Но после года начинается процесс избирательного отбрасывания связей. Все, что оказалось незадействованным, то есть связи, обеспечивающие распознавание звуков иностранной речи, исчезает. Связи же, благодаря которым ребенок быстро узнает фонемы своего родного языка, усиливаются. Это создает предпосылки для нормального речевого развития. Так, за счет избирательного уменьшения синапсов, и происходит обучение мозга. В то же время нельзя говорить о полном уничтожении того, что не пригодилось. Отмирают далеко не все ненужные связи, и, если ребенок будет находиться в иноязычной среде, он легче выучит этот язык.

Личный багаж
Система соединений запрограммирована генами, но каждый малыш будет устанавливать индивидуальную систему связей в зависимости от своей деятельности, своих эмоций и опыта – и это уже полностью приобретенная система. Рассказанные взрослыми истории, сказанные на ушко слова, игры, прогулки, чтение – все это простимулирует мозг малыша и наделит его уникальными воспоминаниями.
Врожденное и приобретенное

Какова же доля врожденного и приобретенного в нашем интеллекте? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь интеллект не исчерпывается только умственными способностями. Он зависит также от объема памяти, особенностей эмоциональной реакции, скорости принятия решений. По данным исследований, в интеллекте доля переданных по наследству способностей составляет от 40 до 85%. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предполагать, какие навыки и знания малышу будет легче освоить. Успех обучения зависит не только от генетически заложенных предпочтений, но и от того, в какой степени окружающая среда и накопленный жизненный опыт будут способствовать проявлению способностей ребенка.

У детей, увлекающихся музыкой или танцами, нейронные сети организованы иначе, чем у тех малышей, кто фанатеет от конструктора или игровой приставки. Если в результате несчастного случая повреждается одна зона мозга, обучение помогает установить новые синапсы, благодаря чему уже другой участок мозг восстанавливает потерю. Как видите, мозг – это удивительная машина, предназначенная для адаптации и обучения.

Полезные стимулы
Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Она заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Ребенка должны окружать звуки, изображения, прикосновения, запахи. Все это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.
Что такое IQ и EQ?

Одним из методов, позволяющих оценить интеллектуальные способности человека, является вычисление его интеллектуального коэффициента – IQ – с помощью тестов по специальным шкалам. Создателем первой такой шкалы был Альфред Бине. Разработанный им тест IQ сконструирован так, что среднестатистический уровень интеллектуального развития соответствует 100 баллам, а большинство взрослых людей имеют IQ от 85 до 115 баллов. Но следует учесть, что для каждой возрастной группы разработаны отдельные тесты. Например, сравнивая эмоциональную реакцию 2–4-месячного малыша на ту или иную ситуацию с нормативами, можно оценить, насколько его развитие соответствует возрастной норме. Результатам можно доверять только в том случае, если тест проводил сертифицированный, обученный проведению такого рода испытаний специалист. При этом надо понимать, что в зависимости от внешних факторов, воздействующих на ребенка, в разное время баллы его IQ могут несколько различаться.

Жизнь показывает, что юный гений может быть совершенно беспомощен при решении бытовых проблем. Во многом успешность ребенка в будущем будет зависеть от его общительности, понимания закономерностей происходящего и умения адаптироваться к новому. Здесь многое зависит от эмоционального интеллекта (EQ), который определяет поведение человека в обществе, его взаимодействие с другими людьми и эмоциональную реакцию на окружающую среду. Для его измерения, как и для исследования IQ, сегодня существует довольно много тестовых методик.

снижаем планку
Любой ребенок, к которому предъявляют непомерные требования и от которого требуют все больше и больше, в конце концов разочаровывает своих учителей. Об этом стоит помнить, если вы собрались нагрузить ребенка информацией, не соответствующей его возрасту.
Раннее обучение

Мозг ребенка более пластичен, чем у взрослого, и может формировать огромное количество нейронных связей. В то же время не соответствующая возрасту стимуляция одних связей всегда идет в ущерб образованию других. Большинство исследователей считают, что важнее более-менее равномерно развивать ребенка по всем направлениям. Например, раннее обучение музыке может способствовать развитию речевых способностей, но слишком раннее обучение письму и чтению повышает риск появления в будущем у ребенка нарушений письменной речи – дислексии и дисграфии. Современные исследования доказали, что для развития малыша большое значение имеют как игра и отдых, так и полноценное эмоциональное общение. Детям нужно время (им необходимо несколько раз повторить, «прожить» нужную информацию) для осмысления и классификации новых знаний, чтобы понять, как с ними поступить: развить, сохранить или удалить и забыть.

интересное в сети