Искусственный разум: детская гаджетозависимость

По данным некоммерческой организации Common Sense Media (США) 39% детей в возрасте от 2 до 4 лет умеют пользоваться электронными девайсами, включая планшеты и смартфоны. «Гаджетозависимость» – актуальная для современных детишек проблема. Яркий ее знак – громкие протесты ребенка при попытке оторвать его от мобильного устройства или ноутбука. Побочные эффекты – раздражительность, агрессивность, нарушение сна, снижение аппетита – родители обычно реже замечают в суматошном ритме будней. А ведь проявиться «гаджетозависимость» может в любом возрасте, даже в самом раннем.
Зарема Ибрагимова , офтальмолог сети медицинских клиник «Семейная», Наталья Степаненко , детский невролог клиники «Медицина»

Развитие у ребенка тяги к гаджетам в основном зависит от слишком лояльных мам и пап. Чаще всего родители, которые легко отдают ему на растерзание электронный девайс, очень занятые люди. Не имея возможности (или желания) посвятить своему чаду достаточное количество времени, они стараются его хоть чем-то занять. Вот только гаджет – не лучший вариант. Почему?

  • мозг ребенка только формируется, а потому просто не в состоянии одновременно познавать сразу два мира – реальный и виртуальный. Кроме того, для нормального развития малышу очень важно все ощупывать, осматривать и пробовать, т.е. всячески стимулировать тактильные ощущения и мелкую моторику;
  • даже самые полезные мобильные приложения не воспитывают у малыша реальных навыков трудолюбия: он учится всего лишь нажимать кнопки, а не чистить зубы или застегивать пуговицы;
  • компьютерная игра не требует работы воображения, ведь герой уже придуман, а ход событий расписан;
  • время, которое можно использовать для прогулки на свежем воздухе, кроха проводит в помещении. Это влечет за собой хроническую гипоксию мозга (недостаток кислорода), из-за чего могут появиться головные боли и головокружения, развиться быстрая утомляемость.
«Окей, Гугл!»

Полное исключение гаджетов из жизни современных детей, уже невозможно. Попытки оградить отпрыска от мира информационных технологий могут оказать ему медвежью услугу. Кому будет приятно оказаться аутсайдером в мире миньонов, тачек и звездных воинов, в котором сверстники уже имеют определенный опыт и авторитет? Нельзя отрицать и то, что электронные устройства приносят пользу: разнообразные обучающие мобильные приложения развивают у детей внимательность, память, логику и эрудицию. Поэтому главная задача родителей – грамотно ограничивать использование детьми интерактивных девайсов. В идеале до трех лет ребенка вообще нежелательно с ними знакомить. Конечно сейчас, когда дети играют в «энгри бердз» едва не с пеленок, эта задача едва ли выполнима. Поэтому специалисты предлагают разумные временные рамки: для малышей от года до 3-х лет длительность мультика или компьютерной игры не должна превышать 6-10 минут, а для детишек 3-5 лет – 10-15 минут. После пяти лет можно отдавать в детские ручки гаджет на два часа в сутки с обязательными перерывами каждые полчаса.

Правила игры

Для просмотра мультиков, обучающих программ и изображений лучше предпочесть телевизор, персональный компьютер или ноутбук. Ведь чем больше расстояние от ребенка до экрана, тем меньшее напряжение испытывают его глаза. Телевизор обычно располагается на расстоянии 2-4 метра от глаз, поэтому он, конечно, предпочтительнее компьютера. По той же причине компьютер более безопасен, чем планшет, который, по мнению врачей, вообще является одним из самых вредных электронных гаджетов. Причина проста: дети любят устроиться с планшетом в укромном местечке в удобной, но неправильной позе, согнувшись «в три погибели» и буквально уткнувшись носом в экран. Правильно организованное «рабочее» место поможет минимизировать негативное воздействие электронных девайсов на детский организм.

Старайтесь соблюдать следующие правила:
  • При использовании любого электронного гаджета ребенок должен сидеть за столом. Желательно, чтобы стул был жестким, с ортопедической спинкой. Длительные статичные позы очень вредны: сидение в сгорбленном положении чревато нарушениями осанки, развитием юношеского остеохондроза и сколиоза.
  • Оптимальный размер экрана для малыша составляет 15 дюймов (38 см), для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор (43 см). Расстояние от монитора до детских глаз должно быть не менее 60-70см, а сам монитор – находиться на 20 градусов ниже их уровня. Важно, чтобы подсветка экрана совпадала с освещенностью помещения. Очень часто в заводских настройках яркость монитора выставлена на максимум, поэтому уменьшите ее до 60-70% (на мобильных устройствах можно активировать функцию автояркости). Располагайте экран под прямым углом по отношению к окнам, чтобы избежать дополнительных бликов. Отдавайте предпочтение мониторам с высоким разрешением.
  • Следите за звуком! Громкость нормальной человеческой речи составляет около 40-60 дБ, поэтому следите за тем, чтобы и громкость звуковых эффектов, сопровождающих электронные занятия малыша, не превышала 55 дБ. Слишком высокий уровень шума (громкость от 70 дБ и выше) может вызвать повреждения волосковых клеток ушной улитки, что негативно отразится на детском слухе. По этой же причине лучше отложить знакомство крохи с наушниками до младшего школьного возраста!
  • Как можно чаще протирайте электронные гаджеты специальными влажными салфетками: мониторы сильно притягивают пыль, что может способствовать развитию аллергии.
Не попасть в сети

Именно от родителей зависит, принесет компьютер ребенку пользу или вред. Возьмите на вооружение несколько советов и воспитайте у своего чада правильное отношение к технологическим игрушкам и виртуальной реальности.

  1. Контролируйте. Установите фиксированное дневное время интерактивных забав, но не увлекайтесь фанатичным соблюдением этих нормативов. Согласитесь, что не все дни проходят одинаково: долгие поездки на машине, ожидание в очереди к врачу и масса других ситуаций вносят коррективы в привычный распорядок жизни. Ваша обязанность – следить за балансом времени, которое ребенок проводит за компьютером, и всех прочих занятий: игр на свежем воздухе, общения с семьей и сверстниками, сна и т.п. 
    Это важно!
    Прекращайте компьютерные занятия как минимум за час до сна. Динамичный мелькающий цветоряд возбуждает ребенка и агрессивно воздействует на его центральную нервную систему. 
  2. Играйте вместе. Даже если вы невероятно далеки от компьютерного мира, активно старайтесь включиться в него. Составьте малышу компанию – это поможет вам установить с ним более тесный и дружественный контакт. Кроме того, когда вы сами участвуете в процессе, вам проще его контролировать. Также не забывайте пользоваться преимуществами новых технических средств. Например, запишите свой голос, читающий сказку, и ребенок сможет слушать ее на планшете, когда вас не будет рядом.
  3. Не запрещайте и не поощряйте. Нельзя «награждать» малыша временем, которое он может провести за компьютером, за хорошее поведение и лишать его «виртуальных» минут за плохое. Такой метод приводит к тому, что электронный девайс становится чем-то особенно ценным. А если есть запретный плод, всегда можно придумать способ до него дотянуться. Ограничение всегда рождает противодействие – ребенок подрастет и сам найдет доступ к необходимым интернет-ресурсам. Учитывая то, что гаджеты сейчас повсюду, их использование в доме должно стать повседневной рутиной. Составьте вместе с ребенком его расписание на сутки и объясните, сколько времени (и почему) нужно для сна, сколько – для развивающих занятий, для прогулки, для обеда и пр. Тогда вы поймете, сколько времени у малыша остается на компьютер. Может случиться так, что в какие-то дни его не будет вообще, а в другие – «набежит» целых полтора часа. Вместе с тем, должны быть строгие табу на отдельные случаи использование гаджетов – например, за столом.
Даже самые лучшие (и дорогие!) компьютерные приложения не заменят ребенку игр на детской площадке с лазаньем и ползанием, придумываем сюжета и распределением ролей.

Штрафные очки

Детское зрение продолжает формироваться вплоть до шести лет, вот почему особенно важно следить за тем, сколько времени дошкольник проводит за электронными девайсами. Во время компьютерных игры и даже просмотра мультиков у ребенка напрягается цилиарная мышца, отвечающая за способность видеть вблизи и вдалеке без напряжения. При длительных нагрузках она спазмируется, в результате чего детские глаза постепенно начинают видеть все хуже: появляется ложная близорукость, которая, если упустить момент, может перейти в близорукость истинную (миопию). Чем младше ребенок, тем выше риск развития близорукости! Обычно сами детки начинают жаловаться на плохое зрение слишком поздно, вот почему так важно регулярно водить их на профилактические осмотры к офтальмологу. Будьте предельно внимательны: постоянное прищуривание, желание тереть глаза или «лезть носом» в планшет – первые признаки ухудшения зрения. Если у ребенка уже есть сложности со зрением или наследственная предрасположенность к ним (например, у одного или обоих родителей близорукость), время игры за компьютером должно быть строго ограничено (не более 15 минут в день с десятиминутными перерывами). Обязательно следите за правильной осанкой и не позволяйте ребенку играть с планшетом или смартфоном лежа!  

интересное в сети