Как создать у ребенка "здоровую" мотивацию?

Сегодня мы только и слышим: «Детей нужно правильно мотивировать!» Но дополнительные стимулы необходимы, когда настоящего интереса нет. А это уже повод задуматься, как действуете лично вы: заставляете ребенка или только направляете его?

В советское время в семье существовала прочная вертикальная иерархия. Дети выполняли требования родителей в большинстве своем беспрекословно. Ведь существовала незыблемая формула: «Взрослый ‒ тот, кто руководит. Я ‒ тот, кто подчиняется». Современный ребенок к этой системе относится критически. Мнение мамы с папой, и тем более педагога, уже не истина в последней инстанции. Но ведь мы и сами колеблемся. Нет в нас той уверенности в собственной правоте и веры в важность образования, какая была у наших отцов и матерей. Малыши считывают новые наши настроения, и повлиять на них становится все сложнее.

Поговорите с ребенком о том, что оценка – это не показатель ума и того, что ждет его в будущем, а отражение его отношения к учебе в целом.
 
Великие и всемогущие


С этого момента и встает вопрос о мотивации: как пробудить в ребенке интерес и как потом его поддерживать? Задача сложная. С одной стороны, только любимое занятие делает человека счастливым. С другой ‒ и выбирать профессию, и зарабатывать деньги нашим детям наверняка придется. Оценки в школе тоже будут, а потом экзамены. В конце концов, есть такое слово «надо». Вот мы и не знаем, как быть. Если не давить и не заставлять, вдруг дочь решит добровольно пойти в уборщицы? Тогда, получается, нужно контролировать каждый шаг? Но ведь в этом случае придется сыграть роль всемогущего бога, а заодно взять на себя всестороннюю ответственность за судьбу другого человека. Безусловно, многих родителей единоличная власть до сих пор сильно вдохновляет, но скажут ли дети спасибо за то, что их обратили в рабство, большой вопрос.

Два в одном


На самом деле необходимость «создавать» мотивацию появляется лишь тогда, когда кружок, секцию, профориентацию или вуз выбирают мама с папой, а не ребенок. Трудно поверить, но это правда. Возражение: «Мы же тоже далеко не всегда делаем то, что нам нравится» не принимается. За это умение отвечают уже чувство долга и личной ответственности. Воспитываются они совсем иными способами. Чтобы понять, какие же стимулы побуждают нас действовать, психологи выделили два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. В первом случае речь идет о наших самых искренних желаниях. Мы привыкли называть их увлечениями. Один ребенок с удовольствием учит Шекспира, другой готовит спагетти, третий собирает роботов. Без принуждения, по собственной воле, с неподдельным интересом и удовольствием. Внешнюю мотивацию можно охарактеризовать одной фразой: «Делай, как тебе говорят, и ты получишь обещанное». Вначале ребенок с энтузиазмом включается в подобную «игру», но чем дальше, тем меньше он использует свою фантазию и творческий потенциал. Становится важен не сам процесс, а результат. Стимула двигаться вперед нет. В дальнейшем ребенок начинает учиться исключительно ради награды, а не новых знаний. И, поверьте, он испытывает глубокое отвращение к тому, что ему приходится делать для ублажения мамы с папой. Вывод очевиден: внешняя мотивация будет отлично работать только в паре с внутренней.

Вместо материальных наград лучше сводите малыша на пикник, в зоопарк или в театр. Десерты и сладости к достижениям тоже привязывать не стоит.

Малыши до 3 лет
В первые годы жизни вопрос о мотивации встает тогда, когда нам надо приучить ребенка к выполнению рутинных обязанностей. Здесь важно вносить игровой элемент и строго придерживаться выбранной позиции.

Неправильно: миллион раз повторять свои просьбы.
Правильно:
если просьба не выполнена, должно последовать предупреждение, а за ним – «наказание». Не собрал ребенок игрушки, сложите их в коробку и уберите подальше: «Милый, я очень сильно тебя люблю, но ты не сделал то, что я просила, поэтому больше игрушек нет». Завтра малыш наверняка подумает, что сделать, чтобы его «сокровища» не пропали снова.

Неправильно: приказывать.

Правильно: превращайте рутину в игру. Если ребенок не хочет чистить зубы, купите ему электрическую щетку с любимым героем или песочные часы, чтобы стало веселее. Потренируйтесь на игрушках. Предложите почистить зубы его любимому плюшевому жирафу, например.

Неправильно: отнимать у малыша инициативу.

Правильно: к домашним обязанностям стоит приучать детей с самого раннего возраста. Уже в год ребенок начнет повторять ваши действия: попытается взять в руки веник, швабру, пылесос. Не вмешивайтесь в этот процесс. Не критикуйте, не подгоняйте, не переделывайте за ним. Иначе желание помогать быстро улетучится. 

Дети 4–7 лет
В этом возрасте малыши часто отказываются от «полезных» занятий. Ваша задача – увлечь малыша, благо самая интересная информация лежит в общем доступе.

Неправильно: выбирать кружок за ребенка.

Правильно: у детей до 7–8 лет вкусы меняются быстро, такова особенность их психики. Но помочь сформировать стойкий интерес к выбранной сфере вы точно сможете. Посещайте вместе тематические фестивали, выставки, мастер-классы. Показывайте ролики из интернета про его сверстников. Ищите любопытные факты, рекорды, биографии.

Неправильно: шантажировать. Например, так: «Выучишь стишок, получишь конфету/куплю игрушку/включу мультик». В дальнейшем за выполненную просьбу ребенок привыкнет требовать награду.
Правильно:
хвалите детей на словах, но не просто так, а за хорошо выполненное задание, удачную идею, помощь взрослым. И постарайтесь не перебарщивать. Чаще признавайте вслух: «Ты прав», «Я согласна с твоим мнением», «Получилось очень здорово!» Заостряйте внимание ребенка на том, как становится приятно и радостно, когда ты обретаешь новый навык, а папа и мама тобой гордятся.

Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает. Каждому ребенку необходимо иметь 2-3 часа свободного времени в день. Только так можно предотвратить потерю интереса к любимым занятиям и предметам.

Школьники
В школе проблемы с мотивацией становятся наиболее очевидны. Прежде чем хвататься за голову, потому что ребенок «ничего не хочет», разберитесь, какое отношение ко всему этому имеете лично вы.

Неправильно: делать акцент на отметках.

Правильно: психологически здоровому ребенку отметки сами по себе неинтересны. Объясните ему заранее, что в школу ходят за знаниями.

Неправильно: пугать школьника судьбой дворника.

Правильно: родители должны сами понять, что оценка не показатель знаний и успешности. Это чисто субъективное мнение педагога. Плохие отметки нельзя воспринимать как трагедию и злое пророчество. Не передавайте ребенку свою тревожность, иначе добьетесь одного: он просто не захочет возвращаться домой с тройкой.

Неправильно: ругать за плохой результат.

Правильно: спокойно поговорите с ребенком и выясните причину. Строгость не помешает, но в разумных пределах. Убедите его исправить оценку, благо это возможно. Кстати, понимание того, что любой результат можно усовершенствовать, очень помогает по жизни. Ну а если ребенок старался, но волнение взяло верх, успокойте его, скажите, что такое случается, и подчеркните, что вы в него верите.

Неправильно: каждый день проверять домашние задания.

Правильно: важно дать ребенку ключевые ориентиры уже в первом классе. Подскажите, в какое время дня лучше делать уроки, а когда стоит взять паузу и сделать передышку. И лучше с самого начала подчеркнуть, что домашняя работа – это его зона ответственности, но вы с удовольствием ему поможете, если это будет необходимо. 

интересное в сети
‡агрузка...